ЖКХ и "умный город"

"Умный город Росатома"

ГК "Росатом"

ООО "Русатом Инфраструктурные решения" (ООО "РИР")

с 2018 г. – запуск пилотного проекта

Цель внедрения:

"Росатом" реализует программу по созданию умных городов. РИР – дивизион ГК "Росатом", интегратор отраслевых ИТ-решений для цифровизации городской среды. Главная цель проекта "Умный город Росатома" – сделать жизнь людей более комфортной, повысить эффективность городского управления и обеспечить устойчивый экономический рост с высоким индексом человеческого капитала.

Что сделано:

Компания "Русатом Инфраструктурные решения" (ООО "РИР") разработала комплекс программно-технических решений "Умный город Росатома". 

IoT-платформа включает облачные сервисы с интеграцией разработок более 30 дочерних предприятий ГК "Росатом", а также сервисы обработки и хранения данных на собственных ЦОД.

Единая открытая информационная система "Умный город" позволяет эффективно управлять городской инфраструктурой, предоставляет людям новые сервисы и возможности. Она автоматически распределяет поступающие от жителей вопросы и проблемы по сферам ответственности: связывает между собой разные городские организации, ставит задачи исполнителям, информирует об этом руководителей, осуществляет мониторинг сроков и обратную связь с заявителем, фиксирует последовательность событий. Помимо этого, для горожан платформа может выступать в качестве информационного ресурса и облегчает такие повседневные действия, как запись к врачу, заказ билетов и т.п. В партнерстве с муниципалитетами в управление городом вовлекаются и жители, и бизнес-сообщество.

Это российская разработка, учитывающая требования к информационной безопасности и импортозамещению.

В ближайшее время "Росатом" планирует приступить к ее внедрению в своих профильных городах Снежинске, Димитровграде, Сарове, Сосновом Бору. Проекты будут реализованы за счет заемных средств. В качестве инвесторов рассматриваются Газпромбанк, Сбербанк и Совкомбанк. В числе других возможных источников финансирования – субсидии от регионов и средства национальных программ. Одновременно "Росатом" обсуждает возможность использования платформы в других российских городах, а также за рубежом. Так, летом 2018 г. было подписано соглашение о сотрудничестве со Свердловской областью по проекту "Умный регион". Обсуждается внедрение платформы в городе Дербент Республики Дагестан, а также в городах Сербии.

Результаты проекта:

Базовая платформа "Умный город Росатома" уже используется в Сарове (Нижегородская обл.). Жители города могут в режиме онлайн сообщить о проблеме в сфере ЖКХ, а затем в реальном времени контролировать ее исполнение. При этом скорость реагирования на запросы граждан городской администрацией существенно увеличилась благодаря исчезновению ряда бюрократических процедур.

Новостройки с умными квартирами

ГК "Кортрос", ГК "Ташир"

ООО "Юникорн" (MySmartFlat)

с 2015 г. – разработка, с марта 2017 г. – пилотное внедрение, с января 2018 г. – коммерческая эксплуатация

Цель внедрения:

Застройщики заинтересованы в том, что бы при покупке квартиры люди обращали внимание, в том числе, на условия эксплуатации – энергозатраты, безопасность, удобство. Компания "Юникорн" разрабатывает облачное решение, которое учитывало бы интересы жителей, эксплуатирующих организаций и частного бизнеса на одной платформе. Такие инструменты с использование новейших технологий позволят сформировать у собственников жилья культуру осознанного потребления, управляющим компаниям – наладить канал связи с жильцами, а бизнесу – повысить эффективность продаж.

Что сделано:

Компания "Юникорн"запустила цифровую платформу MySmartFlat для многоквартирных домов.Продукт объединяет умную квартиру, умное ЖКХ и локальный бизнес в единую экосистему.

Застройщики получают готовое решение для строительства и формирования конкурентных преимуществ. Управляющие компании при помощи MySmartFlat могут вести хозяйственную деятельность и общаться с жильцами. Бизнесу платформа предоставляет доступ к целевым клиентам и эффективный инструмент для осуществления продаж, а крупные игроки получают возможность встраивать MySmartFlat в свои решения.

Пользователь на выходе имеет единственное приложение, управляющее умной квартирой и всеми сервисами платформы. С его помощью жильцы могут, например, задавать температурный режим, управлять освещением, системами обогрева, умной бытовой техникой, предотвращать утечки воды и газа, контролировать состояние инженерных систем и приборов, вовремя узнавать об угрозах и имитировать присутствие. Кроме того, в MySmartFlat можно общаться с соседями или управляющей компанией, заказывать услуги локальных сервисов, например, доставку продуктов, мониторить и оплачивать коммунальные услуги, использовать услуги онлайн страхования, работать с камерами и видеодомофонами.

Для реализации базовых пакетов MySmartFlat разработчики создали линейку IoT устройств Sapfir. Благодаря собственному аппаратному и программному обеспечению компания вывела умные квартиры на масс-маркет, сделав их доступными для собственников и девелоперов. Стоимость решений начинается от 5 000 рублей.

Результаты проекта:

Пилотный проект MySmartFlat с ГК "Кортрос" был запущен в марте 2017 года - к платформе подключили квартиры одного из подъездов в доме в ЖК "Академический" в Екатеринбурге. Также при сотрудничестве с ГК "Кортрос" в январе 2018 года был сдан жилой дом в ЖК "Гулливер" в Перми. Ряд других проектов ГК "Кортрос" и других застройщиков со сроком сдачи в 2018-2021 годах находятся в процессе согласования договоров.

1 августа 2018 года введена в эксплуатацию первая умная секция в Москве – в ЖК "Розмарин" ГК "Ташир".

Облачный робот для энергосбережения

Промышленный комплекс "Техноград", кафе-кондитерская "Дом-пекарня Демидовых"

INSYTE Electronics

август 2018 г. – декабрь 2018 г. – тестовая эксплуатация, январь 2019 г. – коммерческая эксплуатация

Цель внедрения:

Промышленные предприятия и небольшие компании нуждаются в оборудовании, которое не только мониторит потребление энергии, но и позволяет оптимизировать её расход, выстроить управляемый процесс, чтобы сэкономить.

Что сделано:

INSYTE Electronics разработала общедоступный аналитический сервис по энергопотреблению. Комплексная платформа эффективного управления энергоресурсами EMS INSYTE — это открытая платформа, предназначенная для сбора и анализа данных об энергопотреблении и выстраивания энергоэффективной работы объектов любого масштаба: от небольшого кафе до промышленного предприятия. Разработчики называют сервис облачным роботом для энергосбережения.

В EMS INSYTE входят 18 видов контроллеров, облачные серверы, в которые собираются данные об энергопотреблении, и сервисы, которые обрабатывают информацию и позволяют формировать сценарии эффективного энергопотребления.

Разные виды контроллеров устанавливают на ключевые объекты, потребляющие энергию (холодильники, печи, насосы, группы освещения, кондиционеры, станки и др.) в зависимости от параметров этих объектов и особенностей электрических и тепловых сетей на конкретном предприятии или в здании. Все контроллеры EMS INSYTE относятся к устройствам интернета вещей, они общаются друг с другом по проводному интерфейсу Ethernet, беспроводному Wi-Fi, 3G, LoRaWan и др.

Разработчики предлагают клиентам 3 варианта подписки: "Статистика", "Прогнозирование" и "Энергоэффективность".

"Статистика"— это сводная общая информация об энергопотреблении в диаграммах и таблицах, "Прогнозирование" позволит рассчитать расход энергии и предложит решения по оптимизации энергопотребления. Подписка "Энергоэффективность"даст клиентам сервиса возможность расчета удельного энергопотребления (объёма энергии в единице продукции), нормирования расхода ресурсов, расчета целевых норм потребления, бенчмаркинга, тарификации и других целевых функций, позволяющих оптимизировать энергозатраты.

EMS INSYTE была разработана при поддержке Национальной технологической инициативы в рамках "дорожной карты" группы Energynet.

Результаты проекта:

По расчётам разработчика, работа EMS INSYTE позволяет сэкономить до 30% энергоресурсов в год.

В тестовом режиме работа EMS INSYTE запущена на четырех предприятиях в Пермском крае: промышленном комплексе, в кафе-кондитерской, котельной и в административном здании. Первые данные о результатах использования EMS INSYTE на объектах появятся к концу 2018 г., а полный коммерческий интерфейс продукт получит в начале 2019 г.

К нынешнему моменту облако EMS INSYTE способно обрабатывать до 1 000 000 подключений. Информация об энергопотреблении и сервисы EMS INSYTE будут доступны клиентам на сайте платформы в личном кабинете.

Автоматизация фонтанов

ГБУ "Гормост"

Kraftway

январь-июнь 2018 г.

Цель внедрения:

После комплексной реконструкции фонтанного комплекса Центральной аллеи и фонтана "Золотой колос" на ВДНХ перед ГБУ "Гормост" встала необходимость интеграции инженерных систем этих сооружений в общую систему диспетчеризации, а также принятия дополнительных мер по обеспечению сохранности фонтанного комплекса, повышению уровня его безопасности и предотвращению вандализма.

Что сделано:

Kraftway спроектировала, установила и настроила системы контроля доступа, охранно-пожарной сигнализации, видеонаблюдения и автоматического мониторинга и управления 14 фонтанов Центральной аллеи ВДНХ и фонтана "Золотой колос", расположенного в Третьем Каменском пруду на территории всероссийского выставочного центра.

Для нужд ГБУ "Гормост" специалисты компании Kraftway установили специализированный программно-аппаратный комплекс, который был интегрирован в уже имеющуюся у заказчика инфраструктуру. В качестве аппаратной платформы для развертывания АСУ ТП и для организации хранения данных были выбраны серверы Kraftway. Объем дисковой подсистемы, отведенный под видеоданные, составляет 86Тб и позволяет хранить архив видеозаписей всех подключенных видеокамер в формате Full HD в течение не менее 30 дней. В состав комплексного решения также вошли рабочие станции, видеокамеры и коммутаторы Kraftway, программируемые логические контроллеры АСУТП, приборы охранной, пожарной сигнализации и контроля доступа и вспомогательное оборудование.

Вся необходимая информация и средства управления выведены на HMI-панели, которые встроены в шкафы управления, а также на АРМ диспетчера пункта управления в северной насосной фонтанов Центральной аллеи. Информация о событиях и статусе работы оборудования, сигналы от систем охранной, пожарной сигнализации, контроля и управления доступом, а также видеоданные от камер видеонаблюдения передаются в единую систему централизованного мониторинга инженерного оборудования и обеспечения безопасности объектов ГБУ "Гормост".

Результаты проекта:

Созданный комплекс позволяет специалистам ГБУ "Гормост" вести круглосуточный визуальный контроль за фонтанным комплексом и прилегающей территорией; дистанционно управлять фонтанами и декоративной подсветкой в соответствии с необходимым графиком в автоматическом, автоматизированном и ручном режимах. Развернутая АСУ ТП позволяет регулировать напор воды и высоту водной струи, контролировать ключевые параметры функционирования оборудования, синхронизировать работу обеих линий фонтанов комплекса "Центральной аллеи", следить за работой фильтров воды, обеспечивать защиту электродвигателей насосов, а также оперативно получать информацию об аварийных ситуациях и проводить в случае необходимости экстренное отключение оборудования.

Автоматизация учета коммунальных ресурсов

ООО «АЭБ Капитал»

ООО "САУРЕС" (SAURES), ООО «Энергосберегающие технологии»

2017 г. – февраль 2018 г. – разработка и тестовая эксплуатация, с марта 2018 г. – коммерческая эксплуатация

Цель внедрения:

Компания SAURES разрабатывает умные решения в сфере ЖКХ для предоставления жителям, арендаторам, собственникам, бизнесу и обслуживающим организациям простого, экономически целесообразного механизма сбора показаний приборов учета и контроля основных параметров жизнеобеспечения.

Что сделано:

SAURES создала систему для автоматизации учета коммунальных ресурсов в квартирах и жилых домах. Она представляет собой специальный smart-сервис комплексного мониторинга показаний приборов учёта коммунальных ресурсов и показаний систем жизнеобеспечения. Система способна не только оптимизировать рутинные процедуры съёма данных с бытовых счётчиков, но и предупредить жильцов о таких экстренных ситуациях, как утечка газа и протечка воды в коммуникационных системах, обеспечивающих нормальное функционирование объекта недвижимости. Данные бытовых счётчиков считываются подключённым к ним контроллером SAURES, который по сети wi-fi передаёт их в облачное хранилище. Конечный потребитель может узнать актуальную информацию о расходе коммунальных ресурсов на сайте или в мобильном приложении.

Решение совместимо с существующими приборами учета воды, газа, электричества, тепла, датчиками и другим оборудованием. В большинстве случаев пользователю не нужно менять свои приборы учета или устанавливать новые. SAURES легко масштабируется от одной квартиры до многоквартирного дома или жилого комплекса.

Для передачи данных контроллер SAURES R1 использует любую доступную сеть wi-fi(домашнюю, общеподъездную и т.д.), не требуется установка дополнительного оборудования для коммутации и передачи.

Все компоненты системы, устройства сбора и передачи данных, облачное программное обеспечение и мобильные приложения являются российским продуктом. Автоматическая производственная линия SAURES расположена в городе Зеленоград Московской области. В этом же регионе находятся серверы, на которых развёрнут облачный сервис.

SAURES интегрирована с официальным сайтом правительства Москвы и позволяет пользователям системы передавать показания счетчиков воды на портал mos.ru в полностью автоматическом режиме. Решение также имеет интеграцию c программными продуктами "Домопульт" и "1С: Учет в управляющих компаниях ЖКХ,ТСЖ, ЖСК".

Минимальная стоимость базового комплекта оборудования SAURES для обеспечения одной городской квартиры составляет 3 тыс. рублей. Любой жилец многоквартирного дома может независимо от других установить оборудование и организовать персональный автоматизированный учет коммунальных ресурсов.

Результаты проекта:

К марту 2018 г. приборы SAURES прошли тестовые испытания и функционируют в тысячах российских домовладений.

В июле 2018 г. в Якутске был сдан в эксплуатацию умный дом. Компания "Энергосберегающие технологии" оборудовала дом системой диспетчеризации учета ресурсов: в каждой квартире были установлены счетчики воды, газа, электричества, датчики температуры и протечки, подключенные к контроллерам SAURES R1.

Система автоматического контроля качества строительных работ

ГК "А101"

ООО"Мобильные решения для строительства"

январь-июнь 2018 г.

Цель внедрения:

Группа компаний "А101" – инвестиционно-строительный холдинг, реализующий градостроительный проект в Новой Москве. Компания внедряет новые технологии при строительстве объектов, которые позволят автоматизировать процесс контроля качества выполненных строительно-монтажных работ и сократить сроки реализации проектов за счет оперативного устранения замечаний. Применение облачных решений застройщиками столицы позитивно скажется и на качестве московского жилья, и на цифровизации всей российской стройки.

Что сделано:

ГК "А101" внедрила систему автоматического контроля качества строительных работ "СтройКонтроль", разработчиком выступила компания "Мобильные решения для строительства". "А101" адаптировала продукт под собственные нужды, интегрировала его в ИТ-ландшафт и уже опробовала при возведении жилых комплексов "Испанские кварталы", "Скандинавия" и "Белые ночи" в Новой Москве.

Главная задача комплекса – перевод коммуникаций между застройщиком и его подрядчиками в облачный сервис. Единое информационное пространство для всех участников строительства упраздняет бумажную работу в части претензионной работы с подрядчиками.

Инженеры строительного контроля проверяют качество кирпичной кладки, устройство швов, кладку внутренних стен и другие работы. Все замечания они фиксируют в мобильном приложении "СтройКонтроль", назначают ответственных и срок устранения недостатков, прикрепляют фото или видео материалы. Программа отправляет ответственным лицам уведомления, следит за соблюдением сроков, а после завершения работ формирует ответное уведомление с фотоподтверждением.

Кроме того, у участников строительства, включая руководство всех уровней, появился постоянный доступ с любого мобильного устройства к актуальной проектной документации, а также информации о событиях, происходящих на стройплощадке.

Попутно "А101"накапливаетBigData по подрядчикам, анализирует и сравнивает каждого по количеству зарегистрированных замечаний, скорости их устранения и другим параметрам. Это дает холдингу новые инструменты управления качеством.

Результаты проекта:

Благодаря внедрению решения оформление предписаний подрядчикам занимает несколько минут, ранее на это уходили часы. Исключив время, затрачиваемое на оформление, компания смогла увидеть "чистое" время исправления проблемы подрядчиком. До внедрения "СтройКонтроль" жизненный цикл предписания, с момента обнаружения проблемы до момента ее устранения, составлял в среднем 5 дней. Через 6 месяцев после использования программы "А101" вышла на устойчивый показатель 2 дня.

Терминалы с технологией распознавания лиц для регистрации в отелях

УК ГОСТ, ООО "Золотой мир" (отель "Воздушный экспресс"), гостиница "Ареал"

ООО "ВижнЛабс" (VisionLabs), ООО "Инвенд"

с апреля 2018 г. – тестовая эксплуатация

Цель внедрения:

На выбор отеля влияет множество факторов, в том числе качество услуг и наличие современных цифровых сервисов. В моменты сезонного наплыва посетителей, во время крупных праздников или спортивных соревнований для гостей важна, в том числе, скорость заселения и безопасность. Поэтому решения, которые помогают автоматизировать идентификацию посетителей, ввод и проверку клиентских данных, будут востребованы в гостиничном бизнесе.

Что сделано:

Компания-разработчик систем компьютерного зрения VisionLabs и разработчик систем самообслуживания "Инвенд" совместно создали терминалы, применяющие технологию распознавания лиц для быстрой регистрации гостей в отелях.

В отелях, где используется разработанный компаниями терминал, при въезде гости могут подтвердить личность. Для подтверждения брони достаточно поднести паспорт и QR-код бронирования к сканеру. Терминал проверяет паспортные данные и сравнивает фотографию в документе с лицом гостя для подтверждения его личности. Постоянных клиентов система распознает автоматически - достаточно подойти к терминалу и показать паспорт для подтверждения бронирования, чего требует российское законодательство.

Согласно планам разработчиков, в течение нескольких месяцев 12 отелей начнут использовать терминалы с функцией распознавания, а до конца года планируются внедрения в крупных международных сетях, которые работают в России, в том числе УК ГОСТ - крупнейший оператор в РФ с примерно 40 отелями в сети.

Результаты проекта:

Терминалы с технологией распознавания лиц начали использоваться в шереметьевском отеле "Воздушный экспресс" и гостинице "Ареал". Установленные устройства увеличили скорость обслуживания и безопасность, а также лояльность клиентов, которые проходят эту процедуру быстрее.

В будущем распознавание лиц может быть внедрено для автоматического открытия замков в номерах - таким образом, технология полностью избавит от необходимости ключей в отелях, так как все гости смогут попадать в номера при помощи распознавания.

Внедрение технологии блокчейн в области муниципальных сервисов и ЖКХ

Администрация Грозного

Внешэкономбанк

с июля 2018 г. – пилотное внедрение

Цель внедрения:

Представители ВЭБ в ходе встреч сглавами министерств Чеченской Республики выявили потребность спроектировать на базе технологии блокчейн пилот по управлению муниципальной собственностью. Мэрия Грозного хотела бы снизить затраты на администрирование договоров. Раньше это была большая бумажная работа, в ходе которой сотрудники могли пропустить отправку уведомлений, потерять их, вследствие чего возникали ошибки. Возникла необходимость контролировать оплаты и увеличивать собираемость платежей. Для этого нужен был инструмент, позволяющий делать все эти процедуры в автоматическом режиме, что исключало бы сбои в процессах и человеческий фактор.

Что сделано:

Центр компетенций блокчейн и цифровых трансформаций Внешэкономбанка запустил в Грозном два пилотных внедрения технологии блокчейн в области муниципальных сервисов и ЖКХ. Центр создал платформенные решения на распределенных реестрах.

Сервисы, задействованные в проекте, разноплановые - это голосование жильцов, взаимодействие с диспетчерами управляющих компаний, отслеживание исполнения принятых решений, контроль и прозрачность ценообразования, а также трат. Платформы минимизируют количество посредников и нивелируют злоупотребления. Поскольку процессы автоматизированы и используется технология блокчейн, исключена возможность несанкционированного внешнего влияния и начисление лишних сумм за услуги. Также платформа включает сервисы для управляющих компаний для упрощения коммуникации между арендаторами и арендодателями.

Результаты проекта:

Пилотная версия автоматизированной системы управления платежами ЖКХ и управления муниципальной собственностью позволит в ближайшей перспективе сэкономить до 20% бюджета на администрирование ЖКХ и муниципальных площадей. Прозрачная и надежная система заключения договоров и начисления выплат, основанная на технологии блокчейн, простимулирует активное развитие малого и среднего бизнеса.

Уберизация ЖКХ

УК "ПИК-Комфорт" (входит в структуру ПАО "Группа компаний ПИК")

ООО "Горсерв" (городская служба сервиса Gorserv)

с июля 2018 г. – коммерческая эксплуатация

Цель внедрения:

Сфера услуг для населения - наиболее перспективное направление для уберизации. Она позволяет автоматизировать работу мастера с помощью платформы, мастер выполняет заявки от разных заказчиков и получает фиксированное вознаграждение за свои услуги от клиента, а УК получает постоянный доход с заявок и гарантии на работы по договору с Gorserv.

Что сделано:

Городская служба сервиса Gorserv в партнерстве с управляющей компанией "ПИК-Комфорт" занялась оказанием сервисных услуг по модели Uber. Все заявки от жителей домов, нуждающихся в решении бытовых проблем, поступают в цифровую платформу Gorserv. В течение 10 минут после создания заявки диспетчеры уточняют задание, консультируют клиента по цене и назначают время для визита мастера. Для выполнения заявок по геолокации платформа фильтрует мастеров, которые готовы выполнить работу в назначенное время. При этом заявку может получить только мастер, имеющий нужную квалификацию на необходимые работы, с наибольшим рейтингом. Мастера проходят профессиональный отбор, имеют регистрацию индивидуального предпринимателя (ИП), заключают договор и подключаются к платформе Gorserv, настраивают зоны выполнения заявок и свободный график работы.

Весь процесс выполнения заявки автоматизирован и контролируется системой. По чек-листу платформа проверяет время прихода мастера к клиенту, выполнение заявленных работ, наличие фотоотчета и квитанции об оказании услуг. В любой момент пользователь платформы со стороны заказчика может прослушать запись разговора мастера или диспетчера с жителем. Услуга доступна для жителей всех регионов, в которых работает "ПИК-Сервис".

Стоимость услуг фиксирована. В каждом городе, где работает "ПИК-Сервис", создан индивидуальный фиксированный прайс. Например, услуги электрика в Москве и Московской области варьируются в ценовом диапазоне от 50 до 1500 руб.

Gorserv выступает как владелец сервиса и забирает комиссию с чека за работы, которые выполняет мастер.

Результаты проекта:

В рамках партнерства Gorserv и УК "ПИК-Комфорт" уже доступны более 400 видов различных услуг - сантехнические и электротехнические работы, сборка мебели, ремонт бытовой, компьютерной техники, кондиционеров и др.

К середине 2018 г. в базе сервиса - более 150 мастеров в девяти городах. С жильцами ПИК Gorserv работает пока только в Москве и Петербурге, но уже идет расширение на другие города. Суммарный объем заявок сервиса превышает 10 тыс. в месяц.

Ключи к умному городу

ГК "Протек" (аптечная сеть "Ригла")

ISBC Group

январь-март 2018 г.

Цель внедрения:

Наличие множества дисконтных и транспортных карт, пропусков и ключей к домофонам создает проблемы для жителей мегаполиса. Они могут быть забыты, потеряны или прийти в негодность. Цифровые технологии бесконтактной идентификации позволяют воспользоваться транспортом, быстро оплатить покупки, получить скидки, пройти в офис или домой. Такие решения, совмещающие все виды сервисов и доступов на одном носителе, становятся так называемыми ключами к умному городу для москвичей.

Что сделано:

Федеральная аптечная сеть "Ригла" и группа компаний ISBC создали цифровую кобренд-систему с использованием RFID-брелоков Airtag.

RFID-брелоки Airtag совмещают возможности доступа в офис и жилой комплекс, бонусных программ и транспортных карт. Безопасность решения обеспечена наличием уникального номера UID на каждом чипе, автоматически запрашиваемого при каждой транзакции, что предотвращает подделки. Брелоки изготовлены из материалов, соответствующих Европейскому регламенту 1907/2006, обладает высокой прочностью, износоустойчивостью и способностью к самовосстановлению покрытия.

Результаты проекта:

Решение позволило интегрировать на один носитель бонусную программу "пРИГЛАшаем" от аптечной сети и транспортные карты "Тройка".

Управление данными о закупках в облаке

Группа компаний "Российские коммунальные системы" (РКС)

АО "Центр развития экономики" (B2B-Center)

март-апрель 2018 г.

Цель внедрения:

"Российские коммунальные системы" (РКС) - частная федеральная компания, работающая в коммунальной сфере. Компании потребовалось облачное решение в сфере управления закупками. Такие сервисы снижают затраты наПО, экономят время и увеличивают эффективность бизнес-процессов.

Что сделано:

Группа компаний "Российские коммунальные системы" внедрила комплексное облачное решение для управления нормативно-справочной информацией о закупках, которое разработал B2B-Center.

Команда B2B-Center перенесла все данные справочника закупаемой продукции РКС в облако, в том числе цены, коды ОКВЭД и ОКДП по каждой позиции, а также разработала понятный и удобный интерфейс для управления этой информацией. Сервис полностью соответствует бизнес-процессам РКС: учитывает иерархию принятия решений и разделяет пользователей по полномочиям и уровню доступа.

Облачный справочник позволяет искать необходимые позиции, добавлять и согласовывать новые, проверять и исправлять описание, исключать ошибки и обновлять ценовые параметры для всех пользователей. Он интегрирован с учетной системой РКС и электронной торговой площадкой, на которой компания проводит закупки.

Решение не требует от пользователя установки и поддержки программного обеспечения. РКС управляет информацией о закупках через веб-интерфейс и в любой момент может выгрузить ее в удобном формате. При этом B2B гарантирует целостность всех данных, которые хранятся на серверах в двух географически распределенных дата-центрах.

Результаты проекта:

Сервис объединил управление справочником закупаемой продукции и закупками на электронной торговой площадке. Им пользуются специалисты 10 предприятий, которые входят в группу компаний РКС.

"Безопасный город" в Сибири

Правительство Республики Алтай, администрация Горно-Алтайска

ПАО "Ростелеком" (филиал "Ростелеком-Сибирь")

январь-май 2018 г.

Цель внедрения:

В Горно-Алтайске живет 64 тысячи человек, и население постоянно растет. Для этой территории характерны резкое ухудшение погоды, землетрясения, лесные пожары, подъем уровня воды в реках. В этих условиях горожане требуют от власти более оперативного реагирования. Администрация города решила внедрить решение, которое могло бы смоделировать и спрогнозировать развитие чрезвычайной ситуации, предложить сценарии реагирования, чтобы свести риски к минимуму.

Что сделано:

"Ростелеком" по поручению правительства Республики Алтай и администрации Горно-Алтайска запустил аппаратно-программный комплекс (АПК) "Безопасный город" в столице региона в промышленную эксплуатацию.

АПК объединил дежурно-диспетчерские, экстренно-оперативные службы и предприятия муниципального хозяйства Горно-Алтайска в единое информационное поле. Комплекс оперативно отрабатывает обращения граждан, анализирует системы мониторинга, обеспечивает прогноз, предупреждение и контроль за устранением последствий кризисных ситуаций и происшествий.

В АПК "Безопасный город" интегрированы также действующие в городе информационные системы, которые контролируют работу отопления, уличного освещения. Комплекс сопряжен с наружным видеонаблюдением, мониторингом транспортных средств и системой "112". В дежурно-диспетчерских и экстренно-оперативных службах Горно-Алтайска организовано двенадцать автоматизированных рабочих мест.

Результаты проекта:

На территории города действуют пост мониторинга уровня воды и метеообстановки, сейсмопост, 15 камер интеллектуального видеонаблюдения, две камеры лесопожарного мониторинга. "Ростелеком" установил для информирования горожан пункт уличного оповещения. Светодиодный экран на проспекте Коммунистическом у парка Победы работает круглосуточно. Голосовым оповещением оборудованы 120 домофонов в 31 многоквартирном доме, где живут почти 10 тысяч человек.

Горно-Алтайск стал первым в Сибири городом, где обеспечена комплексная защита населения и инфраструктуры от природных, техногенных и криминогенных рисков. Город получил ресурс для предупреждения чрезвычайных ситуаций, которые могут затронуть регион: землетрясения, пожары, аварии на объектах коммунального хозяйства. Если процесс станет необратимым, благодаря "Безопасному городу" МЧС успеет оповестить жителей и экстренные службы, чтобы избежать гибели людей и ликвидировать последствия.

Умный сервис по работе с должниками по платежам ЖКУ

ООО "Старс Медиа" (NetSystems)

2016 г. – сентябрь 2018 г.

Неплатежи потребителей – ключевая проблема индустрии ЖКХ. Без системной работы долг граждан перед предприятиями коммунальной сферы продолжает увеличиваться, что вызывает цепную реакцию по расчётам с поставщиками и налоговыми органами, нанося существенный вред экономике. Управляющие компании используют различные решения, которые повышает дисциплину пользователей жилищно-коммунальных услуг и при этом не требует значительных вложений.

Что сделано:

Компания "Старс Медиа" разработала программу "УправДолг" для комплексной работы с должниками по жилищно-коммунальным услугам, которая позволяет полностью автоматизировать все процессы, связанные с учетом и взысканием долгов. "УправДолг" отслеживает динамику платежей, статистику задолженности и строит аналитические отчёты. Система также позволяет мгновенно генерировать уведомления, досудебные претензии и исковые заявления с автоматическим контролем всех сроков и процедур, что облегчает работу корпоративных юристов.

В интерфейсе программы представлена панель управления списками должников, предоставленными Единым информационно-расчетным центром. Данные в таблице распределены по периоду и сумме задолженности, размерам жилплощади, типу собственности и другим важным параметрам. В отдельной графе фиксируется статус обработки задолженности — сколько уведомлений вручено должнику, и какие мероприятия проведены. Если задолженность погашена или запущен процесс её реструктуризации, в статусе автоматически появляется надпись "Долг погашен" или "Стоп!". В случае нарушений со стороны плательщика процедура уведомлений может возобновиться, и это также будет отображено в статусе.

Настраиваемая панель обзвона контролирует количество и качество звонков, уведомляющих пользователя ЖКУ о задолженности. Сообщения с информацией о задложенности и способах её погашения записаны на автоответчик, панель фиксирует количество прослушиваний и их длительность. Если должник прослушал сообщение до конца, попытки дозвона прекращаются на указанное время.

Модуль уведомлений в программе "УправДолг" отображает действия курьеров по раздаче должникам первичных и вторичных уведомлений. Курьер получает список должников, раздает им уведомления и пишет в статусе, каким образом и сколько раз он оповестил должника. Все перемещения курьеров отслеживаются с помощью сервиса геопозиционирования. Если спустя несколько уведомлений задолженность все еще не погашена, запускается механизм ограничения пользователя в услугах ЖКХ. По указанным адресам отправляется монтажная бригада, которая перекрывает должникам доступ к системе водоотведения. Для организации работы бригады "УправДолг" разработал специальную панель монтажных работ.

Программный комплекс содержит модуль "Статистика", который отображает динамику платежей должников. В этом модуле можно сформировать и распечатать отчеты по уведомлениям за указанный период, установленным и снятым заглушкам, задолженностям по дому или району и другие сводные документы.

В обновленной версии "УправДолга" доступен модуль юриста, призванный автоматизировать работу юридического отдела. Все данные, которые вводятся, сопоставляются со списком должников, таким образом, избавляя от необходимости сверять данные вручную

Результаты проекта:

Решениеавтоматизирует рутинные процессы и минимизирует психологическую нагрузку на персонал, вынужденный работать с должниками. Управляющие компании и ТСЖ за счет сервиса увеличивают производительность труда и повышают процент платящих должников.

По данным на сентябрь 2018 г., эффект от системной работы через "УправДолг" уже оценили частные и муниципальные УК Москвы, Санкт-Петербурга, Московской и Ленинградской областей, Краснодарского и Красноярского краёв, а также Архангельской и Иркутской областей.

Сервис позволил в среднем сократить объём дебиторской задолженности предприятий коммунальной сферы на 17-21%.

Онлайн-платформа строительных работ

ООО "Тномер"

с марта 2018 г. – тестовая эксплуатация

Компания "Тномер" создает цифровые сервисы для строительного рынка. Такие решения помогут создать понятную и прозрачную систему взаимодействия всех участников строительного и ремонтного процессов.

Что сделано:

"Тномер" разработала одноименную онлайн-платформу строительных работ. Проект включает: телеканал, сайта и мобильное приложение.

"Тномер" работает с тремя аудиториями: заказчиками, которым потребовался ремонт, поставщиками и исполнителями (рабочими группами или самостоятельными мастерами).

Одна из главных услуг "Тномера" уже представлена на официальном сайте. Пользователь может заказать ремонт в режиме онлайн и через 65 дней после начала работ получить отремонтированную квартиру. Пока доступно три базовых варианта ремонта — "легкий Тномер", "простой Тномер" и "понятный Тномер". В стоимость входит создание проекта, расходные материалы, сами ремонтные работы и уборка после них, а также полный контроль со стороны сервиса и детальные отчёты по выполнению каждого этапа. Заказчик может рассчитать точную стоимость ремонта с помощью калькулятора на сайте, там же можно оставить заявку, а в будущем это станет возможным и через мобильное приложение. Сейчас сервис работает в Москве и Подмосковье, в планах – запуск по всей России.

Инвестиции в проект от фонда Larix составили 3 миллиона евро (33% – доля фонда в компании). Оценка (Postmoney) компании – 9 миллионов евро.

Результаты проекта:

К осени 2018 года запущена веб-версия проекта и одноименный телеканал, в будущем появится мобильное приложение.

Электронная ипотечная анкета

ГК "А101"

ООО «Кредитит» ("Цифровая ипотека")

2017-2018 гг. – разработка, с августа 2018 г. – коммерческая эксплуатация

Цель внедрения:

У каждого банка есть собственная форма анкеты для получения ипотечного кредита и требования к ее заполнению, а также калькуляторы, с помощью которых ведется расчет основных параметров кредита. В стандартной практике, если покупатель квартиры хочет подать заявку на ипотечный кредит, например, в 3-4 банка, процесс заполнения и отправки всех анкет занимает примерно 1,5 часа, а ждать одобрения можно несколько дней. Единая платформа для всех ипотечных продуктов от разных игроков позволит экономить время покупателям квартир и получить самую низкую ставку из возможных. Для самих банков она открывает дополнительные возможности для увеличения своей доли на рынке ипотечного кредитования.

Что сделано:

ГК "А101" в рамках программы внедрения технологий e-mortgage в собственную систему продаж запустила сервис "Электронная ипотечная анкета" на специализированной платформе компании-разработчика "Цифровая ипотека".

Сервис позволяет быстро дать потенциальному клиенту исчерпывающую информацию обо всех доступных ему ипотечных программах и помочь ему найти выгодные условия на рынке.

Единую анкету принимают 28 уполномоченных банков, в том числе 16, в которых аккредитованы объекты ГК "А101". Система автоматически фильтрует банки, исходя из параметров клиента, и предлагает наиболее выгодные условия кредитования. При этом клиент может заполнить анкету дистанционно, например, дома и отправить менеджеру по электронной почте.

В ближайших планах – возможность электронной верификации клиента, которая сможет оперативно показать кредитную историю клиента, наличие задолженностей по другим кредитам и другую важную информацию для принятия решения о предоставлении кредита. Клиенту останется ввести код из смс, подтвердив согласие на обработку персональных данных. Это позволит сократить время принятия решения до одного дня, а возможно, и одного часа. В дальнейшем эти данные можно использовать для электронной регистрации, что упростит процесс покупки жилья в ипотеку ещё больше.

Результаты проекта:

С помощью сервиса сотрудники ГК "А101" тратят на отправку данных в банки примерно 15 минут, а получают в несколько раз больше вариантов для клиента. При этом статус каждой заявки автоматически отслеживается в режиме online. Кроме того, использование анкеты позволяет "А101" вести собственную историю взаимоотношений с банками-партнерами, анализируя скорость и процент одобрения заявок каждого банка, количество отказов и т.п.

Робот - кассир

Ростовский зоопарк

Донской государственный технический университет (ДГТУ)

сентябрь 2018 г.

Цель внедрения:

Команда Ростовского зоопарка ставит цель сделать зоопарк мобильным и удобным для гостей, повысить привлекательность учреждения.

Что сделано:

Сервисный робот WayBot, разработан выпускниками и студентами ДГТУ. Робот-кассир станет информационным гидом: WayBot будет выводить на сенсорный экран актуальные новости о представленных в зоопарке животных и анонсировать мероприятия.

Робот сможет распознавать и анализировать речь посетителей, придавать своему поведению эмоциональную окраску, чтобы подружиться с пользователями, в том числе, посредством жестикуляции и движений головы. Разработчики WayBot научили его безопасно маневрировать среди большого количества людей. Перемещаться в пространстве робот будет с помощью встроенной двухколесной базы с подруливающим роликом.

WayBot будет принимать оплату банковскими картами и посредством сервиса Google Pay. Специально для зоопарка WayBot усовершенствовали , сделали его корпус высокопрочным и водонепроницаемым для уличного использования, а также оборудовали антивандальным монитором.

Результаты проекта:

В сентябре 2018 года WayBot начал работать в Ростовском зоопарке.

 

"Умный Рыбинск"

Администрация города Рыбинска

Холдинг "Швабе", НПО "Конверсия" (дочерние структуры ГК "Ростех")

июнь 2017 г. – март 2018 г.

Цель внедрения:

Госкорпорация "Ростех" и правительство Ярославской области подписали соглашение о намерениях реализации экосистемного проекта "Умный город". Он нацелен на решение конкретных проблем: интеллектуальные светофоры помогут уменьшить загруженность дорог и снизить аварийность, умное освещение повысит безопасность граждан, а также позволит сэкономить на энергозатратах.

Что сделано:

"Ростех" реализует пилотный проект по внедрению технологий умного города в Ярославской области. Первым населенным пунктом, где были созданы интеллектуальные уличные зоны с модернизированным светофорным оборудованием, автоматизированным управлением дорожным движением и умным освещением, стал Рыбинск.

В рамках проекта "Швабе" установил в Рыбинске 250 модернизированных светильников. Часть из них - с дистанционным управлением, позволяющим регулировать освещение в зависимости от времени суток. Ряд перекрестков города оборудован новыми светофорными объектами, которые автоматически меняют режим работы в зависимости от дорожной ситуации с помощью датчиков, "вшитых" под дорожное полотно и считывающих автомобильный трафик.

Проект реализует холдинг "Швабе" при координации НПО "Конверсия" (компании являются дочерними структурами ГК "Ростех").Пилот финансируется "Ростехом" без привлечения средств регионального бюджета.

Результаты проекта:

После установки нового оборудования пропускная способность перекрестков выросла на 15%, число автоаварий на них уменьшилось в шесть раз. При этом экономия электроэнергии составила около 100 МВт в годовом выражении, а затраты энергии на новое уличное освещение снизились на 35%.

Комплекс пешеходной навигации в Нижнем Тагиле

Администрация Нижнего Тагила

Уральский оптико-механический завод (холдинг "Швабе")

2018 г.

Цель внедрения:

Нижний Тагил – культурный и промышленный центр уральского региона. Комплекс пешеходной навигации разработан для развития проекта "Умный город".

Что сделано:

Официальный запуск информационной стелы состоялся в рамках празднования 296-летия промышленного центра Урала.

Комплекс пешеходной навигации "Швабе" – это электронный путеводитель по городу, имеющий дополнительные возможности: функции обратной связи с полицией, аудио- и видеомониторинга окружающего пространства, вызов такси и бронирования гостиницы, зарядка мобильного устройства и подключение к бесплатному wi-fi. Специальное покрытие защищает указатель от жары, холода и внешних повреждений. Всего в Нижнем Тагиле планируется установить три комплекса пешеходной навигации.

Также "Швабе" реализует в Нижнем Тагиле программу "Светлый город".

Результаты проекта:

В 2018 году в Нижнем Тагиле установлен один комплекс пешеходной навигации. Новшество способствует повышению комфортности городской среды.

Лицо человека как билет в музей

Государственный Эрмитаж

ПАО "Ростелеком"

май 2018 г. – испытания системы

Цель внедрения:

Государственный Эрмитаж давно использует системы биометрического контроля для сотрудников. Музей готов к экспериментальным проектам по использованию биометрии и для посетителей. Это перспективная и удобная технология будет востребована посетителями, которые имеют право на посещение музея по бесплатным билетам или по специальному предложению. Сейчас им необходимо предъявлять в кассе соответствующие документы: пенсионное удостоверение, военный, студенческий или ученический билеты и другие. С появлением биометрического контроля у посетителей будет выбор – стоять в очереди в кассу для предъявления документа или пройти сканирование и проходить в Эрмитаж без дополнительных проверок. Кроме того, эта технология может помочь бороться со спекуляцией билетами, в том числе бесплатными.

Что сделано:

В Государственном Эрмитаже прошло тестирование Единой биометрической системы для объектов культуры. Для использования системы необходимо было пройти биометрическое сканирование и купить билет в Интернете. Посетителей выставок вместо контролёров встречали устройства видеоидентификации.

В перспективе покупать билет вообще не придется – гражданам, которые открыли счет в банке удаленно с помощью Единой биометрической системы, будет достаточно дать согласие на использование биометрических данных для прохода на культурные объекты в мобильном приложении банка. При входе в музей банк автоматически спишет со счета стоимость билета.

Результаты проекта:

Посетители стенда "Ростелекома" во время работы Петербургского международного экономического форума могли опробовать прототип решения: зарегистрироваться в приложении и посетить Эрмитаж. На территории Главного штаба с 24 по 26 мая работала отдельная пилотная зона для прохода обладателей первых биометрических билетов. Их "узнавали" по фотографиям, сохраненным в Единой биометрической системе.

Внедрение биометрии открывает перед учреждениями культуры новые возможности не только в сфере продажи билетов. С помощью новых технологий можно будет узнать, много ли у театра постоянных посетителей, какие временные экспозиции пользуются большим спросом и др. Зная аудиторию, объекты культуры смогут проводить партнерские акции и делать клиентам персональные предложения.

Приложение "Народная карта"

"Яндекс"

январь-июнь 2018 г.

Навигационные мобильные приложения пользуются большой популярностью у пользователей, т.к. значительно упрощают ориентирование в пространстве. "Яндекс" не просто разрабатывает такие приложения, но и приглашает всех желающих принять участие в составлении карт, необходимых для навигации. Постоянное участие большого количества людей поможет сделать карты более информативными.

Что сделано:

"Яндекс" запустил мобильное приложение "Народная карта". С его помощью любой желающий может участвовать в создании карт, отправляя картографам снимки улиц. Так, если запечатлеть недавно появившийся знак парковки, она появится в навигаторе и "Яндекс.Картах".

Передать картографам снимки может любой желающий. Например, можно прикрепить смартфон на лобовое стекло автомобиля или велосипед и снять весь свой маршрут: приложение будет автоматически делать снимок раз в одну-две секунды. Затем фотографии попадут на сервис для редактирования карт — сейчас им каждый месяц пользуются более 20 тысяч любителей картографии. Они смогут сравнить снимки с картой и внести в неё изменения. С помощью компьютерного зрения "Яндекс" находит на снимках информацию, которую нужно добавить на карту.

В дальнейшем с помощью приложения можно будет не только делать снимки, но и указывать шлагбаумы, светофоры и дорожные знаки. А в будущем оно будет учитывать любую информацию — вплоть до вывесок и номеров домов.

Результаты проекта:

По данным на июль 2018 г., приложение умеет распознавать на фотографиях знаки ограничения скорости и парковок, на очереди — другие знаки и дорожная разметка. Эти данные будут учитываться при построении маршрутов, помогать подсказывать водителям манёвры, разрешённую скорость и находить места для стоянки.

Единая цифровая платформа умного города

Администрация города Сатка Челябинской области

ПАО "Ростелеком"

август 2018 г. - 2023 г.

Цель внедрения:

Строительство умных городов является одной из главных задач развития цифровой экономики. Стратегическая цель умной трансформации города - достижение эффективности в управлении за счет развития и использования цифровых технологий. Внедрение таких решений – это необходимое условие соответствия современным мировым стандартам качества жизни, мощный фактор развития экономики городов.

Что сделано:

ПАО "Ростелеком" создает единую цифровую платформу умного города. Интеграционная среда платформы "умный город" "Ростелекома" будет представлять собой совокупность четырех типов систем - управления городскими ресурсами, управления социальной сферой, управления сферой социально-бытовых услуг и "Безопасный город".

Системы управления городскими ресурсами включают в себя транспорт и дорожно-транспортную инфраструктуру, топливно-энергетические и водные ресурсы, информационные ресурсы и ИКТ-инфраструктуру, строительство и управление недвижимостью, экологию и окружающую среду, территории и землепользование.

Системы управления социальной сферой состоят из информирования о городских процессах, вовлечения горожан в принятие решений и порталов муниципальных и государственных услуг.

К системам управления сферой социально-бытовых услуг будут относиться следующие разделы: торговля и предоставление услуг населению, комфортная среда, спортивные организации и сооружения, здравоохранение, образование и социальная защита.

В систему "Безопасный город" войдут безопасность жизнедеятельности и кибербезопасность, безопасные дороги, городское видеонаблюдение, экстренное оповещение и система "112".

По данным на сентябрь 2018 г. "Ростелеком" работает над созданием комплексных проектов умных городов. Для реализации оператор выбрал город Сатка Челябинской области, новый административный район Перми Новые Ляды и Владикавказ.

В рамках пилота в Сатке появился комплекс умных решений - видеонаблюдение, умный домофон, умное освещение, цифровой учет коммунальных ресурсов.

Городская система видеонаблюдения позволит не только записывать, хранить и передавать видео, но и распознавать лица, реагировать на потенциальные нарушения и фиксировать количество людей на записи.

За безопасность и комфорт в жилых домах отвечает решение умный домофон. Система позволит открывать дверь с телефона, сообщать жильцам информацию от управляющей компании, записывать видео придомовой территории и передавать изображение посетителей хозяину квартиры. Кроме этого, умный домофон напрямую связан со службой "112" и оборудован системой экстренного оповещения. Решение позволяет вызвать с домофона службу спасения и передает информацию о ситуации в подъезде.

Для экономии энергоресурсов работает система умного освещения. Все уличное освещение в городе заменено на энергосберегающее, что позволяет при экономии бюджета обеспечить равномерную освещенность дорог светом солнечного спектра. Внутренняя иллюминация в школе оснащена системой градиентного освещения, которая работает на базе современного светодиодного оборудования с автоматическим регулированием освещения в зависимости от уличных погодных явлений и сезона.

В жилых домах работает решение по экономии потребления энергоресурсов. В каждой квартире установлены современные счетчики ХВС и ГВС, а также электросчетчики. В онлайн-режиме они передают данные о потреблении в информационную систему, что дает жильцам возможность учитывать расход и экономить, а управляющим компаниям - своевременно реагировать на нетипичные показатели расхода ресурсов.

Программа реализации умного города в Сатке рассчитана до 2023 г. За это время предполагается развернуть и интегрировать на базе единой платформы 20 решений для повышения комфорта и качества жизни, технологического развития муниципалитета. Пилотный проект на Южном Урале станет примером для разработки плана реализации умных городов и тестирования умных сервисов и решений.

"Ростелеком" развернет пилотные зоны по созданию и реализации проектов "умный город" еще в 15 городах. Оператор уже подписал соглашения о сотрудничестве с администрациями этих городов и руководством субъектов, в которых они находятся. Ряд аналогичных соглашений еще находятся в стадии подписания. Это означает, что список городов - пилотных зон будет постепенно увеличиваться.

Результаты проекта:

Реализация комплексных решений умного города по всему Уралу позволяет "Ростелекому" накапливать соответствующие знания и компетенции и повышать уровень жизни людей. Оптимизация расходов на оплату энергоресурсов составляет до 30%, оптимизация расходов на эксплуатацию энергообъектов - 65%, экономия по умному уличному освещению достигает 60%, уровень преступности и аварийности при нарушениях ПДД снижается более чем 60%, использование интеллектуальных транспортных систем позволяет повысить пропускную способность дорог до 50%.

Digital Yard ("Цифровой двор")

3data

Legrand, АО "Мастертел"

октябрь 2017 г. – апрель 2018 г.

Цель внедрения:

Компания 3data при строительстве ЦОД продвигает концепцию Digital Yard ("Цифровой двор"). Согласно этой концепции, в здании наряду с ЦОД и необходимой для его функционирования инфраструктурой должно присутствовать пространство для маркетинговой активности (лекций, семинаров, презентаций, переговоров и т.д.) и площади под офисы. Это делает решение оптимальным для небольших ИТ-компаний.

Что сделано:

В апреле состоялось официальное открытие площадки "СК 19" - объект класса Digital Yard. Проект разработан специально для ИТ-компаний в соответствии с федеральной программой "Цифровая экономика Российской Федерации".

"СК 19" находится в центре Москвы, на Садовом кольце. Это обстоятельство существенно осложнило работы, поскольку оборудование, включая системы охлаждения и бесперебойного питания, в том числе дизельную электростанцию с запасом топлива и ГСМ, пришлось монтировать в месте с плотной застройкой, в том числе жилыми домами и детской больницей. Тем не менее, расположение дата-центра в непосредственной близости от потенциальных заказчиков позволит обеспечить работу серверов нескольких десятков крупных компаний, расположенных в историческом центре города.

Для оптимизации процессов монтажа и последующего обслуживания ЦОДа было принято решение использовать комплекс инженерного оборудования от одного производителя - компании Legrand. Телекоммуникации в ЦОДе обеспечивает оператор связи "Мастертел".По основным параметрам ЦОД соответствует уровню Tier III.

Непрерывность процессов в ЦОДе обеспечивается за счет системы источников бесперебойного питания (ИБП), запитанной от двух независимых вводов электропитания, действующих совместно с автоматическим вводом резерва (АВР) для переключения между вводами и дизель-генераторной установкой (ДГУ), способной обеспечить работу оборудования в течение 16 часов. Особое внимание уделено охлаждению: применение концепции холодных и горячих коридоров обеспечивают требуемый рабочий режим для установленных в ЦОДе компьютерных систем. Также присутствуют комплексная система мониторинга, биометрическая система контроля доступа и другие элементы, необходимые для современного ЦОД.

Дата-центр состоит из двух помещений. В одном из них размещается оборудование заказчиков. Все стойко-места уже полностью распроданы. На второй половине будут размещены резервные мощности для облачных сервисов, которые 3data продвигает совместно с Huawei под общим брендом Huawei 3data Cloud.

На стадии строительства находится еще четыре аналогичных объекта.

Результаты проекта:

В короткие сроки было разработано и внедрено сложное комплексное решение, учитывающее архитектурные особенности центра города и высокие требования заказчика к энергоэффективности, безопасности и отказоустойчивости объекта. Благодаря совместным усилиям десятки компаний, расположенных в самом центре города, получили доступ к эффективному и надежному центру обработки данных.