Роман Коновалов: "Повышение спроса связано с тем, что облачные платформы более гибкие и легко масштабируемые, чем on-premise продукты: можно подключать ровно столько мощностей, чтобы закрыть текущие потребности компании, и наращивать их с ростом бизнеса"
Роман Коновалов,
генеральный директор "АйДи – Технологии управления"
© ComNews
16.07.2018

Объем и динамика российского рынка ИТ-аутсорсинга в последнее время несколько снижается. По оценкам экспертов, в 2017 году мы наблюдали гораздо более скромный рост, нежели 10-15% в 2016. При том, что в целом рынок только сейчас дозрел до передачи ряда функций по поддержке ИТ-инфраструктуры внешним подрядчикам: доверие к исполнителям выросло настолько, что заказчики стали отдавать на аутсорс даже поддержку в сфере информационной безопасности. Почему рынок замедляется, а спрос и предложение растут, объясняет генеральный директор "АйДи – Технологии управления" Роман Коновалов.

Спрос на ИТ-аутсорсинг непрерывно увеличивается: согласно новому докладу от Delloitte, более 31% ИТ-услуг были переданы на аутсорсинг в прошлом году. То есть более трети задач по поддержке, масштабированию и модернизации ИТ отправились к внешним исполнителям. Невероятная цифра?

Компании активно конкурируют в новых реалиях цифровой эпохи, поэтому вполне естественно, что они обращаются к своим ИТ-провайдерам за помощью. Так почему же рынок как глобального, так и российского ИТ-аутсорсинга рос в последний год достаточно медленно?

Технология удешевляется – объем рынка падает

Прежде всего, мы замечаем повышенный интерес российских заказчиков к облачным технологиям: по прогнозам SAP и Forrester Research, рынок увеличивается на 21% ежегодно, то есть быстрее, чем ИТ-рынок в целом, и к 2020 году приблизится к отметке в 48 млрд рублей. Повышение спроса связано с тем, что облачные платформы более гибкие и легко масштабируемые, чем on-premise продукты: можно подключать ровно столько мощностей, чтобы закрыть текущие потребности компании, и наращивать их с ростом бизнеса. При этом сильные международные вендоры могут гарантировать устойчивость и стабильность предоставляемых мощностей, развивают технологии контейнерной виртуализации с удобным пользовательским подходом, которые еще более упрощают работу по разработке и развитию бизнес-приложений в облаке.

Однако к 2021 году, как подсчитали в IDC, почти треть дохода от услуг ИТ-аутсорсинга будет приходиться на облако, и мы увидим еще некоторое сокращение расходов на поддержку ИТ. Но в этой ситуации выигрывают все – и заказчики, которые уменьшают затраты на ИТ-инфраструктуру, и ИТ-компании, для которых снижение стоимости ИТ-услуг компенсируется ростом спроса.

Инновации на аутсорсинг – нереально?

Еще один тренд на рынке - бизнес наращивает объем работ, которую выполняют сторонние поставщики услуг, но при этом не увеличивает в целом количество задач, отдаваемых на аутсорсинг. К такому выводу пришли исследователи рынка ИТ-аутсорсинга 2017/2018 от Computer Economics. С чем это можно связать?

Прежде всего, с тенденцией к переходу на "умные", интеллектуальные решения на базе прогрессивных технологий. Многие клиенты считают машинное обучение, блокчейн или искусственный интеллект прививкой от всех болезней и ищут применение этих технологий в своем бизнесе. Однако понять, где именно можно извлечь максимальную пользу из данных и к какому результату нужно стремиться, сторонние консультанты вряд ли смогут, без глубокого погружения в особенности бизнеса конкретной компании. Поэтому на аутсорсинг заказчики предпочитают отдавать в основном классические задачи по поддержке ИТ-инфраструктуры, а для "креатива" - собирать команду внутри.

Машина по производству идей

Наконец, еще одна причина снижения динамики роста рынка аутсорсинга – желание крупных заказчиков собрать лучших ИТ-специалистов под своим крылом. Компании-лидеры в своих сегментах (например, банки, телеком-операторы или авиакомпании) хотят иметь собственную команду "талантов", которая знает каждую "гайку" в системе и способна работать над ее обслуживанием и постоянным совершенствованием. Часто создаются целые подразделения, задачей которых является генерация принципиально новых продуктов, идей и гипотез, их проверка на состоятельность и выпуск на рынок. Крупный бизнес как никто другой способен создавать и финансово обеспечивать подобные внутренние команды.

Естественно, это не могло не повлиять на масштабы рынка: доля ИТ-бюджетов, затраченных большими предприятиями на ИТ-аутсорсинг – 8,7% от всех расходов на ИТ в 2017 году, подсчитали в Computer Economics. Для сравнения, компании сектора СМБ тратили на внешних исполнителей от 6,5 до 7,8%. При том, что бюджеты их намного скромнее, количество запросов от них неуклонно растет. Таким образом, мы наблюдаем снижение затрат на ряд задач по ИТ-аутсорсингу со стороны крупного бизнеса (что влияет на динамику рынка в целом) и рост спроса и затрат на аутсорсинг со стороны малого и среднего бизнеса (что обеспечивает работой ИТ-аутсорсеров на многие годы вперед).

Аутсорсинг нового поколения

По словам Рэнди Виле, управляющего директора KPMG по совместным услугам и аутсорсинговым консультациям, сегодня в ходу у клиентов – контракты на аутсорсинг следующего поколения. Они, как правило, более точно, чем раньше, отражают реальную производительность и показатели, по которым можно оценить пользовательский опыт, и оценивают как операционные, так и стратегические цели заказчиков.

Соглашение об уровне сервиса в аутсорсинге определяет гарантированные целевые показатели, или KPI, которые исходят из функциональности системы, особенностей бизнес-процессов заказчика и технических возможностей исполнителя. Такие метрики обычно измеряемы (например, максимально допустимое число сбоев системы или время реакции на запрос пользователей), благодаря чему по ним можно точно и объективно оценивать качество предоставления услуг.

Другими словами, контракты нового типа в аутсорсинге строго разграничивают зону ответственности клиента и аутсорсинговой фирмы и делают порядок и режим предоставления услуг абсолютно прозрачным. Это позволяет смягчить напряженность при разрешении спорных вопросов, связанных с качеством оказанных услуг, а также снизить риски для обеих сторон: для заказчика – в области безопасности, производительности и непрерывности работы системы, для исполнителя – в случае неоправданных претензий.