Александр Терехов: "Если в развитых странах доля так называемых «тиражируемых проектов» (проектов, которые могут быть легко скопированы для других организаций в рамках одной или нескольких отраслей экономики) достаточно велика, то в России пока только формируется критическая масса успешных практик"
Ксения Прудникова
© ComNews
12.12.2018

Каков вклад мобильных технологий в формирование цифровой экономики, рассуждает директор департамента цифровых мобильных технологий Samsung Electronics Александр Терехов.

- Как вы оцениваете текущий уровень цифровизации бизнеса в России и в мире?

- На наш взгляд, Россия сейчас в стадии активного развития цифровизации на всех уровнях. Данная тенденция обусловлена рядом факторов, в том числе включением цифровизации в повестку государственного развития и реализацией программы "Цифровая экономика РФ". Кроме того, российское общество отличается высоким уровнем проникновения технологий – в стране свыше 90 млн пользователей интернета, а около 15% домохозяйств, по оценке Deloitte, пользуются исключительно мобильным интернетом. Таким образом, технологии прочно входят в повседневную жизнь россиян, и, соответственно, начинают помогать им в решении ежедневных рабочих задач.

В 2017 году аналитический центр НАФИ представил исследование, согласно которому индекс готовности российского бизнеса к переходу к цифровым технологиям составил около 36%. Исследователи связывали данный показатель с низким уровнем использования каналов передачи информации, неподготовленностью сотрудников и слабым продвижением бизнеса в Интернете. По нашему мнению, внедрение мобильных технологий с целью повышения эффективности бизнес-процессов станет следующим очевидным шагом на длинном пути к формированию цифровой экономики. Этот прогноз основан на взрывном росте интереса российского бизнеса к практическим внедрениям именно этих решений: в 2018 году мы наблюдаем более чем двукратный рост количества успешно реализованных проектов в сфере применения цифровых мобильных технологий для бизнеса в России и странах СНГ.

- Когда Samsung начала развивать направление цифровой трансформации на глобальном и локальном уровнях?

- Samsung реализует проекты в сфере цифровой трансформации бизнеса в России с 2013 года. Ежегодный прирост количества проектов составлял 40-50%, при этом по состоянию на 2018 год рост ощутимо ускорился: департамент цифровых мобильных технологий Samsung реализовал около 1 тыс. проектов, что более чем в два раза превосходит показатель 2017 года.

При этом на глобальном уровне активное участие Samsung в цифровой трансформации бизнеса началось намного раньше, чем в России. Это позволило компании быстро запустить в нашей стране успешную практику на базе наработанного к тому моменту международного опыта.

- Расскажите об основных направлениях деятельности департамента цифровых мобильных технологий Samsung в рамках цифровой трансформации?

- Одно из основных направлений нашей работы – предоставление комплексных мобильных решений, объединяющих аппаратную часть (смартфон или планшет) и специализированное ПО. Портфель успешно реализованных проектов охватывает все основные сегменты рынка: образование, здравоохранение, промышленность, ритейл, банки и страховые компании, обеспечение общественной безопасности и многое другое. В работе мы опираемся на два основополагающих принципа. Во-первых, это индивидуальных подход к каждому проекту – наши технологические возможности позволяют создать и настроить все решения, максимально адаптировав их под цели и задачи заказчика. Во-вторых, мы делаем акцент на обеспечение высокого уровня информационной безопасности.

- Что входит в портфель решений для цифровизации бизнеса?

- На данном этапе портфель успешно реализованных проектов настолько велик, что очень сложно коротко ответить на этот вопрос. Если речь идет об обзоре решений во всех сегментах рынка, то презентация занимает около часа. Попытаюсь перечислить наиболее популярные решения с использованием планшетов, смартфонов и специализированного ПО: системы мобильного электронного документооборота (в том числе с квалифицированной электронной подписью); цифровой розничный магазин или банковский офис; цифровой склад (сканирование товара и учет); цифровая мобильная логистика (диспетчеризация автопарка, экспедиторов, службы доставки, инкассаторов); цифровой офис (современные экономичные рабочие места, замена традиционным ноутбукам и компьютерам; технологии проведения "безбумажного" совещания); для сферы образования – цифровая школа; для здравоохранения – цифровые мобильные решения для медицинских сотрудников (участковые врачи, бригады скорой помощи, телемедицина); мобильное техническое обслуживание и ремонт промышленного оборудования; мобильные PoS терминалы, VR/AR-решения для обучения сотрудников и многое другое. Базой для всех продуктов служат планшеты Galaxy Tab разных модификаций, а также смартфоны, от бюджетных J и А-серий до флагманских устройств Galaxy S и Galaxy Note. Каждое решение дополняется платформой Samsung Knox, в зависимости от целей заказчика. Так, например, мы предлагаем Knox Configure, которая обеспечивает быстрое развертывание парка устройств "из коробки".

- Можете ли вы выделить отрасли, в которых цифровизация имеет первостепенное значение?

- По нашему опыту, лидерами-первопроходцами в цифровой трансформации исторически являются организации из сегментов ритейла и быстро оборачиваемых потребительских товаров (FMCG), а также банки. Компании из этих отраслей работают над развитием взаимодействия с потребителями, и цифровые инструменты становятся эффективным дополнением к традиционным практикам. При этом мы считаем, что на текущий момент практически нет отраслей, в которых цифровизация не была бы востребована. Даже такие сложные отрасли как нефтедобыча и промышленное производство постепенно внедряют цифровые решения, но в силу общей сложности технологических процессов этот процесс идет медленнее.

- Каковы особенности российского рынка в контексте цифровизации?

- Основная особенность, с которой мы часто сталкиваемся, – это формирование индивидуальных требований к каждому проекту цифровой трансформации бизнеса. По нашему мнению, это характерно для определенной стадии развития рынка. Если в развитых странах доля так называемых "тиражируемых проектов" (проектов, которые могут быть легко скопированы для других организаций в рамках одной или нескольких отраслей экономики) достаточно велика, то в России пока только формируется критическая масса успешных практик. На базе своего технологического лидерства Samsung активно способствует ускорению этого процесса в России, помогая сократить разрыв с развитыми странами.

- С какими трудностями вы сталкиваетесь при реализации проектов цифровизации?

- Выделить какие-то особенные трудности при реализации проектов цифровизации в России сложно. Скорее, можно говорить о некоторых базисных "пробелах", с которыми сталкиваются все игроки рынка. К примеру, один из таких пробелов, который постепенно уходит в прошлое, касается развития цифровой инфраструктуры, а именно распространения инфраструктуры ШПД на территории страны.

Также существует определенная сложность в правовом регулировании цифровизации как на глобальном, так и локальном уровнях. В целом, ее наличие логично – за последние 10 лет общество совершило очень быстрый переход к повсеместному использованию технологий, и законодательные органы просто не поспевают за всеми изменениями.

Помимо этого, некоторые иностранные поставщики решений сталкиваются с проблемой совместимости продукции с ПО российских разработчиков. Однако эта задача решается развитием партнерской сети – к примеру, у Samsung более 2 тыс. партнеров в России, что позволяет нам адаптировать решения под любые потребности заказчиков.

- Каковы планы развития департамента цифровых мобильных технологий Samsung на ближайшие 3-5 лет?

- Наша основная цель – стать не просто поставщиком надежных мобильных цифровых решений, а стратегическим партнером по цифровой трансформации бизнеса для 100 крупнейших российских компаний и государственных структур. Мы продолжим планомерное движение к достижению этой цели, и в результате, безусловно, укрепим позиции на рынке корпоративных и государственных закупок.