Георгий Подбуцкий: "Операторы ЮЗ ЭДО сделали ставку на услугу передачи между контрагентами только основных документов исполнения договоров - первичной финансовой документации"
Георгий Подбуцкий,
коммерческий директор компании "Логика Бизнеса"
© ComNews
25.03.2019

Юридически значимый электронный документооборот (ЮЗ ЭДО) вписан в программу развития цифровой экономики России. Правительство и отраслевые министерства призывают переходить от "бумаги" к "цифре". Однако к 2019 году в нашей стране ЮЗ ЭДО внедрили менее 5% организаций. Процесс тормозится из-за ограниченности набора сервисов предлагаемых операторами юридически значимого электронного документооборота.

В 2015 году аналитики предсказывали бурный рост рынку ЮЗ ЭДО. Эксперты были уверены, что уже в 2018 году пятая часть всего отечественного документооборота будет не только происходить в электронном виде, но и заверяться квалифицированной электронной подписью. Однако ожидания не оправдались, несмотря на то, что в России уже работает более сотни операторов ЮЗ ЭДО (коммерческих компаний, предоставляющих юрлицам на основании лицензий услугу по обмену электронными документами между контрагентами). Что же не так?

Операторы ЮЗ ЭДО сделали ставку на услугу передачи между контрагентами только основных документов исполнения договоров - первичной финансовой документации. Видимо, решив, что это самые простые и массовые решения, ведь финансовая документация есть в любой организации. К тому же, решение по финансовым документам появилось одним из первых: еще в 2011 году Минфин издал приказ №50н "Об утверждении Порядка выставления и получения счетов-фактур в электронном виде по телекоммуникационным каналам связи с применением электронной цифровой подписи". А в следующем году ФНС РФ (приказ от 05.03.2012 №ММВ-7-6/138) утвердил форматы электронных счетов-фактур, книг покупок и продаж и журнала учета выставленных и полученных счетов-фактур.

Между тем, в крупных корпорациях финансовая документация не превышает 5% от общего объема документооборота. То есть сервисы, предлагаемые операторами ЮЗ ЭДО, не в состоянии избавить от бумажной документации и ориентированы, преимущественно, на малый бизнес: личный кабинет не предполагает какой-либо автоматизации процессов, отсутствует ролевое разграничение доступа, возможности интеграции с ИТ-ландшафтом компании. А ведь кроме финансовой первички есть еще организационно-распорядительные документы, техническая, проектная, конструкторская документации и масса других бумаг. При этом необходимо принимать в расчет дополнительные риски, связанные с хранением и обработкой электронных документов. В итоге бизнес видит, что задачи если и решаются, то только частично. И выходит, что одна из ключевых причин низких темпов роста рынка ЮЗ ЭДО – ошибочная стратегия развития решений операторов ЭДО: они сделали ставку на малый бизнес, когда как именно крупные компании несут огромные издержки на бумажный документооборот — десятки миллионов рублей в год.

Кроме того, необходимо менять сам подход к позиционированию электронного документооборота. Разработчики и интеграторы, которые внедряют системы ЮЗ ЭДО, предлагают высокотехнологичные решения ИТ-департаментам. Однако главные выгодоприобретатели использования ЮЗ ЭДО – это бизнес-подразделения. Они не интересуются техническими деталями, им нужны прикладные сервисы, которые помогают решать стоящие перед бизнесом задачи. Соответственно, на бизнес-подразделения и нужно ориентироваться при формировании предложений.

По мере возможностей государство стимулирует переход на ЮЗ ЭДО, в том числе на законодательном уровне. Так, с запуском цифровой трансформации экономики необходимость перехода встала предельно остро. Просто противоестественно воспроизводить и дублировать бумажный документооборот в новой информационной среде. И постепенно архаичные бумажные носители информации уступят место более совершенным цифровым формам взаимодействия.