Николай Дмитриев: "У России есть все возможности для развития традиционных и инновационных сегментов легпрома: разнообразное сырье, квалифицированная рабочая сила, талантливые дизайнеры, современное оборудование и господдержка, что делает рынок легкой промышленности одним из перспективнейших направлений"
Николай Дмитриев,
глава российского подразделения Konica Minolta Business Solutions
© ComNews
08.04.2019

Объем российского рынка текстиля составляет 4 трлн рублей – это второй по величине сегмент после продовольственных товаров. Согласно данным Минпромторга, в последние годы легпром отчитывается о росте: в 2017 году производство текстильных изделий увеличилось более, чем на 7%, экспорт – на 17%, а к концу 2018 года экспорт российских тканей прирос еще на 7,7%. Глава российского подразделения Konica Minolta Business Solutions Николай Дмитриев рассказывает, как устроена российская легкая промышленность, что такое прямая печать по тканям и как заработать на ней с помощью цифровых технологий.

Цифровизация обеспечивает компаниям недоступную ранее гибкость производства и значительное конкурентное преимущество, возможность адаптироваться под быстро меняющиеся тренды и моментально отвечать нуждам бизнеса. Цифровизация легкой промышленности помогает наращивать объемы производства, расширять предложение, повышать качество и престиж локальных товаров, проще и экономичнее обслуживать оборудование.

Подобно тому, как цифровая печать плотно интегрировалась в традиционные офсетные производства, не за горами момент, когда и в легкой промышленности будет наблюдаться такая же ситуация. Этому есть несколько весомых причин – рассмотрим их подробнее.

Перезагрузка российского легпрома

Представители отрасли часто вспоминают о том, что еще в конце 19-го – начале 20 века легкая промышленность служила локомотивом экономики страны. Но ситуация давно изменилась. По словам председателя совета ТПП РФ по промышленному развитию Константина Бабкина, общий объем производства в легпроме составляет всего 1,2% от всех обрабатывающих отраслей – это 470 млрд рублей. Показатели экспорта еще меньше – 0,31% или $1,1 млрд. И это с учетом того, что за последние несколько лет отрасль начала преодолевать факторы стагнации.

Длительный застой был вызван рядом внутренних и внешних факторов, среди которых высокие издержки производства, переполненность рынка импортом и использование устаревшего оборудования. Из-за высокой конкуренции большая часть сырья производится за рубежом: это связано с климатическими условиями, которые значительно лучше в Китае, Индии или Турции. Не последнюю роль играют стоимость рабочей силы и логистические расходы – эти два фактора неразрывны, поскольку швейные фабрики, как правило, расположены там, где услуги персонала стоят дешевле всего. Поэтому сегмент тканей для одежды масс-маркета забит Китаем, Индией, Индонезией и Турцией, а в странах Европы и США остаются только небольшие объемы производства дорогих брендов.

Кроме того, в советское и постсоветское время легпром был ориентирован на возделывание льна, шерсти и шелка, но сегодня их доля составляет менее 10% от общего объема потребления. Тогда же спрос на искусственные материалы (где доля натурального волокна составляет около 50%, а вторая часть – это искусственные ткани вроде вискозы) составлял всего 5–7% от общего потребления. Сегодня же смесовые ткани занимают более 70% рынка и спрос на них растет на 7% в год.

Несмотря на то, что Россия по-прежнему импортирует порядка 80% синтетических тканей, представители отрасли убеждены, что страна имеет огромный потенциал для развития собственного производства химических волокон, и резкий разворот на применение своего сырья для изготовления синтетического волокна сделает ввоз импорта невыгодным уже в ближайшей перспективе. А сохранение производства натуральных тканей вкупе с применением цифровых технологий печати и вовсе сделает весь процесс подготовки текстиля и продукции из него внутрихозяйственным, то есть полностью российским.

Минпромторг предпринимает серьезные меры, обеспечивающие реализацию программы по улучшению состояния легпрома и увеличению экспорта текстильной промышленности – это предоставление субсидий на закупку сырья, а также различные программы льготного лизинга на необходимое оборудование. Стоит отметить, программа импортозамещения дает заметные результаты – введенные санкции и запрет на ввоз тканей из Европы повысили долю российского трикотажа с 4% до 12%. Но для того, чтобы выйти на мировые показатели, обеспечить страну собственным качественным текстилем и увеличить долю экспорта, российскому легпрому необходимо также технологическое обновление.

Текстильная цифровизация

Большим потенциалом обладает не только производство тканей, но и печать по текстилю, то есть нанесение рисунка на ткань. По данным глобального опроса Федерации европейских ассоциаций предприятий трафаретной печати FESPA, инвестиции в печать по текстилю растут: более 56% респодентов, работающих в области текстильной печати, уже проинвестировали в цифровое производство, а 19% собираются это сделать в ближайшие 2 года. Что не удивительно, ведь инвестиции в цифровые технологии быстро окупаются: производство становится гибким, предприятия расширяют свое предложение и выполняют больше заказов.

К тому же тренды моды только способствуют ускорению темпов развития цифровой печати. Так, "фаст фэшн" или быстрая мода, подразумевает копирование успешных моделей дорогих брендов и поставку их на масс-маркет в этом же сезоне. И чем быстрее, тем лучше, поэтому у изготовителей возникает потребность в оперативной печати по тканям – времени на поэтапную подготовку материала и логистику нет. Лучшим вариантом для быстрого вывода продукции и новых коллекций в продажу становится цифровая печать. Поэтому главным регионом текстильной цифровизации остается Европа, где располагаются ведущие мировые модные дома и для которых оперативное нанесение рисунка на ткань или готовые модели одежды играют ключевую роль при запуске новых коллекций.

По данным отчета WTIN "2017 Digital Textile Industry Review", сегодня традиционные способы набивки рисунка на ткани занимают более 80% рынка, печать сублимационными чернилами – 12% и только 5,5% – это прямая цифровая струйная печать. Несмотря на статистику, показатели цифровой печати постоянно растут – еще в 2017 году на ее долю приходилось лишь 4%. Связано это с безграничными возможностями цифры – с ее помощью можно нанести желаемый рисунок на любые ткани – натуральные, синтетические, и т.д.

При классических технологиях рисунок на ткани наносится при помощи клише, каждый цвет наносился поочередно и находил один на другой. Теперь нанести рисунок можно разом и в один проход. Дизайнеры могут подготовить желаемый паттерн или макет, загрузить файлы в принтер и оперативно получить кусок текстиля с отпечатанным дизайном. При этом печатать можно любые изображения: современные цифровые принтеры отлично прорабатывают на ткани мелкие элементы, геометрические узоры или плавные градиенты, которых сложно или невозможно добиться при традиционной ротационно-трафаретной технологии печати. Кроме того, такие принтеры имеют практически неограниченную длину шаблона: максимальная длина шаблона при ротационной печати до 1 метра по сравнению с 20 метрами при цифровой печати. И главное преимущество цифровой печати – экономичность коротких или даже единичных тиражей, которая позволяет создавать уникальные изделия, отвечая современным требованиям рынка персонализации.

Возрождение престижа

Продукция локальной легкой промышленности занимает лишь 15% рынка России, доминирует импорт, поэтому представители отрасли и регулятора намерены прилагать все усилия для того, чтобы в разы увеличить объемы внутреннего производства. Оптимизм внушает один факт: если предприятия легпрома выжили за 30 лет без какой-либо поддержки – они работают и даже экспортируют, – то эти предприятия смогут достичь мирового успеха при выполнении определенных условий. Рост отрасли дополнительно ускорят увеличение потребительского спроса, все более активные продажи через интернет и развитие молодых российских брендов, для которых качество и уникальный дизайн – это обязательные условия.

У России есть все возможности для развития традиционных и инновационных сегментов легпрома: разнообразное сырье, квалифицированная рабочая сила, талантливые дизайнеры, современное оборудование и господдержка, что делает рынок легкой промышленности одним из перспективнейших направлений. Нужно лишь нарастить масштабы производства до отметки, которая позволит успешно конкурировать не только на внутреннем, но и на экспортном рынках. Необходимо продвигать российские бренды, формируя имидж качественных, доступных, модных и безопасных товаров. Возрождение собственного производства и уверенная ставка на цифровые технологии позволят легкой промышленности вновь стать опорой экономики страны и запросто достичь цифр, установленных поручением главы государства по увеличению экспорта товаров легпрома почти вдвое к 2024 году – до $2,3 млрд.