НовостиМнениеЦитатыДокументыПроектыКто есть кто онлайнЛучшие проекты 2018 года
»

Цифровая экономика

Артем Папсуев: "На рынке существует порядка пятидесяти различных коробочных решений для организации интернет-магазина или полноценного маркетплейса"

Обзор сервисов для создания маркетплейсов

Артем Папсуев,
руководитель отдела маркетинга "СДЭК.МАРКЕТ"
© ComNews
13.05.2019
Артем Папсуев: "На рынке существует порядка пятидесяти различных коробочных решений для организации интернет-магазина или полноценного маркетплейса"

2018 год эксперты в области электронной торговли назвали прорывным для сектора e-commerce. За прошедшие 12 месяцев российский рынок показал рекордный рост практически в 30%, а в денежном соотношении объем составил 1250 млрд рублей. К 2023 году сотрудники АКИТ прогнозируют рост рынка e-commerce до 51,5 млрд долларов. На волне такой популярности маркетплейсов о создании собственной площадки задумываются и крупные финансовые, сервисные или торговые площадки, и отдельные бизнесмены, готовые выделить несколько миллионов рублей на открытие проекта.

Руководитель маркетингового отдела CDEK.MARKET (маркетплейс логистического оператора СДЭК, который начал работать в феврале текущего года) Артем Папсуев рассказывает об опыте использования сервисов для развертывания торговых площадок, а также делится секретами создания идеального маркетплейса.

С чего начать развертывание маркетплейса

Я всегда говорю, что начинать надо с начала. Что это значит? Это значит, что первоочередным этапом развертывания маркетплейса является не подбор сервисов для его организации, а постановка целей и задач, определение целевых аудиторий и способов монетизации. Подбирать платформу имеет смысл тогда, когда вы четко можете ответить на вопросы:

- Зачем мне нужен маркетплейс?

- Какие товары/группы товаров я хочу продавать?

- Какова моя цель на год, 5, 10 лет?

- Кто мой покупатель (возраст, пол, город проживания, род деятельности и т.д.)?

- Кто мои продавцы (профессиональные ритейлеры, предприниматели-инстаграмщики или и те, и другие)?

- За счет чего я получу прибыль (комиссия за оформления заказа, абонентская плата, реклама товаров и т. д.)?

Ответы на эти вопросы помогут понять, какой сервис вам нужен, какой функционал будет работать на достижение целей. Если вы пока слабо представляете стратегию маркетплейса, переходить к разработке рано. Нужно посвятить время планированию, описанию основных, а, в идеале, всех бизнес-процессов, подбору команды, способной реализовать поставленные цели и задачи.

Коробочное решение vs индивидуальная разработка

Когда вы успешно завершили этап планирования, можно переходить к выбору платформы для развертывания маркетплейса. И тут начинаются проблемы, вопросы и непонимания. На рынке существует порядка пятидесяти различных коробочных решений для организации интернет-магазина или полноценного маркетплейса. В то же время студии разработки ПО предлагают ритейлерам отойти от стандартов и создать уникальную площадку на основе самописной платформы, то есть программного обеспечения, которое будет создаваться программистами индивидуально под потребности конкретного клиентам. Выбор зависит от ваших временных и денежных ресурсов, но я бы рекомендовал не изобретать велосипед, а пользоваться готовыми решениями, подстраивая их под потребности вашего маркетплейса. Сравним оба варианта, которые предлагает рынок сегодня.

Коробочные решения

Индивидуальная разработка

Содержат базовый набор функций для запуска маркетплейса

Функционал разрабатывается с нуля в соответствии со структурой маркетплейса и пожеланиями заказчика

Содержат основные модули: прием платежей, документооборот и т.д.

Нет таких функций. Необходимо подбирать платформу и прописывать программу взаимодействия платформы и платежных систем

Время на разработку — от 1 до 3 месяцев

Время разработки — от 2 до 6 месяцев и выше

Необходимая команда для полного развертывания — 1–3 человека

Необходимая команда — 3–5 человек

Стоимость — 1–3 млн рублей

От 3 млн и выше

Если вы решили использовать коробочное решение, необходимо правильно выбрать сам сервис, оценить имеющийся функционал, а также возможности для добавления модулей и расширения функций.

Обзор технологических платформ

Рассмотрим основные платформы для развертывания маркетплейса, а также выделим основные плюсы и минусы их работы.

CS-Cart Multi-Vendor

Плюсы:

- 500 + функций в базовой коробочной версии;

- есть демо-версия;

- возможность подключить популярные платежные системы: "Яндекс.Касса", "Робокасса", "Вебмани" и другие;

- возможность подключить службы доставки СДЭК, "Почта России";

- есть функция конвертации валют;

- адаптивный дизайн;

- открытый доступ к коду и возможность расширять функционал.

Минусы:

- Ограничения по работе некоторых российских модулей.

CMS Tamaranga

Плюсы:

- наличие многих встраиваемых модулей для организации маркетплейса;

- готовый личный кабинет пользователя или продавца;

- возможность подключения 6 платежных систем;

- широкий функционал для SEO;

- возможность получить демо-версию.

Минусы:

- Работа только по предоплате.

Agora

Плюсы:

- интерфейсы для интеграции с ERP-системами позволяют использовать B2B-платформу Agora для оптовых компаний, дилеров, дистрибьюторов и производителей с учетными системами ERP "1С" версий 7.7, 8.1, 8.2, 8.3 (включая ERP 2.0), "МойСклад", SAP R3 и FOLIO;

- cистема управления товарным контентом;

- электронный документооборот.

Минусы:

- Не отмечены.

SAP Hybris

Плюсы:

- управление мастер-данными e-commerce. Сюда входит набор ПО по управлению мастер-данными интернет-коммерции — контентом, акциями и другими важными объектами e-commerce;

- веб-витрина;

- бизнес-процессы и документооборот;

- мобильное приложение поставляется в виде рабочего прототипа и набора API;

- версия для киосков и версия для мобильных устройств представляют собой дополнительные версии веб-витрины, использующие почти тот же функционал и те же данные, что и основной веб-сайт, но в другой "обертке";

- специальная функциональность. Сюда же входят возвраты, бракованный товар, частичная оплата, системы лояльности, расчет сроков, стоимости и возможности доставки, триггерные и массовые рассылки;

- поиск. Вобласти электронной коммерции поиск — один из важнейших компонентов системы, так как прямо влияет на конверсию посетителей в покупателей.

Минусы:

- Не отмечены.

Magento

Плюсы:

- более 50 функций в пакете;

- большое количество бесплатных и премиум-шаблонов;

- импорт прайс-листов из файлов CSV и др

- складской учет;

- наличие модулей оплаты и доставки (платные и бесплатные).

Минусы:

- Подходит только продвинутым пользователям, т. к. не всегда может помочь техподдержка

Выводы:

Итак, при выборе платформы для развертывания маркетплейса необходимо учитывать следующие факторы:

Стоимость и время разработки. Если проект не "горит", а финансов у вас достаточно, можете заказать индивидуальную разработку маркетплейса. Если ждать не хочется, а бюджет ограничен, выбирайте коробочное решение.

Аудиторию покупателей. Точное определение поможет выбрать платежные системы и сервисы конвертации валют. Особенно актуально, если маркетплейс продает или собирается продавать товары за границу.

Модуль подтверждения на обработку персональных данных 152-ФЗ. Без этой функции маркетплейс могут оштрафовать.

Способы доставки и перечень логистических операторов, с которыми вы намереваетесь сотрудничать.

Установка модуля метрики. Он позволит отслеживать поведение клиентов, а также выстраивать эффективные рекламные кампании.