Антон Херувимов: "Конечная цель декаплинга – не пересобрать «железо» и софт в новом порядке, а повысить бизнес-производительность через эту перестройку"
Антон Херувимов,
лидер практики высокотехнологичной разработки и проектирования ПО московского офиса компании Accenture
© ComNews
20.05.2019

По данным исследования Accenture, подавляющее большинство компаний сегодня готовы заменить свои ИТ-системы на новые, но не делают этого из-за зависимости критически важных процессов от непрерывной работы существующих приложений. Как бизнесу обеспечить грамотный переход от существующей ИТ-архитектуры к современной парадигме развития цифровой составляющей, рассказывает лидер практики высокотехнологичной разработки и проектирования ПО московского офиса компании Accenture Антон Херувимов.

Время пришло

Бизнес, госструктуры, любые некоммерческие организации – все сталкиваются сегодня с беспрецедентным давлением в виде требований к собственной ИТ-оснащенности.

Постоянная необходимость адаптироваться к возрастающим требованиям со стороны бизнеса и следование передовым цифровыми решениями заставляет прибегать к полумерам: проектам по реализации дополнительных софтверных компонентов и изменениям на уровне архитектуры ИТ-системы. Этот подход называют патчингом (patch – заплатка, латание дыр). Регулярно прибегая к патчингу, со временем можно накопить так называемый технический долг — общую стоимость обновления ИТ-системы, которую рано или поздно придется заплатить, чтобы модернизировать свои digital-инструменты и платформы до актуального уровня.

По мере того, как ИТ-инфраструктура и софт устаревают, а к legacy-системам добавляются все новые "патчи", технический долг растет и генерирует дополнительные операционные расходы на поддержку и развитие таких приложений, отвлекая на себя инвестиции в развитие бизнеса. Через какое-то время необходимость поддерживать связность всех компонентов такой системы становится для ИТ-департамента организации непосильной ношей. Под таким давлением заниматься цифровой трансформацией (в современном понимании термина) – невозможно, все силы и ресурсы уходят на поддержку сложившейся инфраструктуры.

В сокращении технического долга и реализации перехода к построению новой ИТ-архитектуры может помочь "цифровой декаплинг" (Digital Decoupling).

Порвать с прошлым

Сам термин decoupling можно перевести как "расстыковка", "рассоединение" и даже "разрыв связей". В самом общем смысле Digital Decoupling — это стратегия, задействующая новые технологии, методики разработки софта и миграции в новые форматы цифровых сред для построения новых digital-систем поверх существующих legacy-ИТ. Используя этот подход, организации могут постепенно демонтировать свою базовую ИТ-инфраструктуру на составляющие, перманентно переводя критически важный функционал и данные в рабочие среды нового поколения. Все это происходит без каких-либо нарушений нормального рабочего процесса компании.

В самом общем виде цифровой декаплинг состоит из трех базовых этапов:

- Создание ИТ-платформы или экосистемного видения ИТ — позволяет принимать более продуманные решения в привязке к необходимым изменениям архитектуры, быстрее реализовывать новые требования бизнеса и операционные вызовы, а также корректировать планы развития цифрового слоя компании.

- Выявление краткосрочных ограничений — установление текущих уязвимостей, узких мест и рисков позволяет увидеть все места в системе, где трансформация в краткосрочной перспективе проявится наиболее явным образом.

- Адаптация непрерывной модернизации нацеленность на постоянное обновление ИТ-системы гарантирует снижение рисков, повышение скорости получения бизнес-результатов через agile-принципы , применение DevOps практики, итеративную разработку и непрерывное развертывание.

Бесполезный клад

82% опрошенных в рамках исследования Accenture государственных агентств в США указали, что их текущая ИТ-система содержит в себе "замурованное сокровище". Это данные и функционал, которые в теории годятся для создания передовых инновационных продуктов, решений, сервисов, процессов и бизнес-моделей, но извлечь и полноценно применить их для перечисленных задач не представляется возможным.

Что касается бизнеса, то практически любой CEO сегодня признает технический долг не просто функциональной проблемой, но и главным препятствием для развития своей компании по множеству направлений. Еще одно исследование, проведенное среди более чем тысячи ИТ- и бизнес-руководителей, показало высокую важность технического долга в развитии бизнеса. 70% опрошенных подтвердили его сдерживающий, крайне негативный характер, 72% отметили его роль в затруднении адаптации передовых ИТ-инструментов, а еще в 69% заявили: "технический долг существенно сокращает нашу маневренность в плане реагирования на рыночные перемены".

Что можно сделать?

В сложившейся ситуации нужно принять на вооружение методику цифрового декаплинга в качестве основного стратегического подхода. Гибридная природа этой стратегии позволяет legacy-системам работать параллельно с новейшими технологиями по мере внедрения продвинутых элементов ИТ-инфраструктуры, модернизирующих core-процессы и постепенно снижающих уровень технического долга организации.

Основные преимущества, которые обеспечит компаниям цифровой декаплинг:

- Высокий уровень отзывчивости компании на возникающие вызовы трансформации, новый уровень управления приоритетами по мере ускорения развертывания нового ИТ- и бизнес-функционала.

- Гарантии от накопления новых объемов технического долга путем регулярных апдейтов базовых элементов ИТ-системы.

- Возможность постепенного получения преимуществ новой ИТ-модели через ввод обновлений таким образом, чтобы сэкономленные издержки могли реинвестироваться в последующие стадии проекта по обновлению ИТ-системы.

Традиционная ИТ-инфраструктура при таком подходе сохранит продуктивность и не будет мешать адаптации важных для будущего прогресса компании цифровых компонентов. То есть, решение лежит в разборе=расстыкове=декаплинге критически важных элементов существующей системы с последующим "замыканием" их рабочих процессов на новые элементы. Это позволяет постепенно перевести нужный вам функционал в новые цифровые системы, "поверх" сохраняющихся в полном объеме legacy-элементов.

Что важно знать

1. Начинать следует с извлечения данных из legacy систем. Первый шаг к обновлению – перенос данных из традиционных ИТ-систем в Data Lake. Это централизованные репозитории, позволяющие хранить все данные в том виде, в котором они были созданы, без каких-либо искажений, в любых форматах, в структурированном и неструктурированном виде. Data Lake позволяет проводить с информационным массивом любые аналитические манипуляции, создавать визуализации, реализовывать весь комплекс традиционных в сфере big data процедур для повышения качества управленческих решений.

2. Выводите из legacy-инфраструктуры критически важные приложения. Современные приложения, размещенные на традиционной ИТ-инфраструктуре, могут серьезно недобирать в плане производительности или экономической эффективности, поскольку они часто реализованы в формате пакета продуктов. Это сравнимо с тем, как если бы вам было нужно включить свет только в одном помещении в доме, но существует только опция "включить свет во всем доме одновременно". Вывод наиболее важных приложений путем декаплинга из legacy-ИТ позволяет оперативно повысить масштабируемость рабочих нагрузок, ускорить ввод новых сервисов в production-стадию.

В качестве иллюстрации можно привести кейс крупной страховой компании, которая через декаплинг самых важных приложений из legacy добилась повышения прозрачности и снизила затраты на операционное управление. В результате, вывод нового ИТ-функционала сократился вдвое по времени, а стоимость управления системой и количество инцидентов снизились на 60%. Самое главное – за счет повышения удобства ИТ-сервисов для клиентов на 350% выросли продажи автомобильных страховок.

3. Расстыкуйте системы, обслуживающие отдельные бизнес-процессы компании. Эпоха построения ИТ-систем по модели единой, унифицированной архитектуры, где каждый компонент размещен на одной машине, завершилась. Высоко интегрированная архитектура имела смысл во времена, когда все вычисления происходили в одной локации, а компании собирали все ИТ-системы (продажи, R&D, цепочка поставок, маркетинг) в единый пакет по стратегическим и операционным соображениям. Сегодня подобная централизация имеет все меньше бизнес-смысла, также этот подход ограничивает производительность каждого направления в отдельности.

4. Не замыкайте декаплинг только на ИТ-задачах. Одна из главных особенностей цифрового декаплинга – он не замыкается исключительно на цифровой составляющей. Успешность воплощения стратегии в жизнь зависит не только от ИТ-менеджеров, но и от бизнес-руководителей компании. Только через построение кросс-функциональных команд, в равной степени управляемых ИТ- и бизнес-лидерами компании, можно рассчитывать на желаемый результат.

Конечная цель декаплинга – не пересобрать "железо" и софт в новом порядке, а повысить бизнес-производительность через эту перестройку. Поэтому в проектных командах по digital decoupling задачам сегодня все чаще можно увидеть специалистов по клиентскому опыту, данным и других профессионалов, совокупные компетенции которых улучшают KPI компании.

Не все потеряно

Компании, появившиеся перед эпохой стремительного развития Интернета, должны, во-первых, осознать наличие технического долга, а, во-вторых, начать работу по достижению гибкости своих ИТ-систем и рабочих процессов. Это необходимо делать для того, чтобы не отстать безнадежно от более молодых и технически продвинутых конкурентов.

Яркий пример пользы цифрового декаплинга – компании Amazon, Netflix, Uber и Airbnb. Их успех в огромной степени завязан на гибкой, масштабируемой и модульной ИТ-архитектуре, позволяющей легко вводить в рабочие процессы новый функционал, развивать новые сервисы, совершенствовать пользовательские интерфейсы.

Огромная доля в итоговом успехе гигантов – отсутствие необходимости разбираться с legacy-системами и ликвидировать технический долг. У компаний прошлого поколения сохраняются шансы достичь высокого уровня ИТ- и бизнес-гибкости, сопоставимого с топами бизнеса. Дело в том, что у многих крупных компаний, еще не реализовавших свой цифровой потенциал, за десятилетия работы накоплены огромные массивы данных, грамотная работа с которыми при условии использования правильных ИТ-инструментов, может обеспечить им серьезные конкурентные преимущества.

Данные Accenture говорят, что сегодня уже в 2,5 раза дороже заниматься управлением приложений на legacy-системах, возраст которых составляет 10 и более лет, по сравнению с новыми ИТ-решениями. Те же данные показывают, что 96% ИТ-менеджеров осознают опасность дальнейшего накопления технического долга. Чем быстрее аналогичный показатель среди бизнес-руководителей достигнет сопоставимых значений, тем больше шансов у них побороться за место под солнцем.