Андрей
Чугунов

директор Центра технологий электронного правительства Института дизайна и урбанистики Университета ИТМО
© ComNews
13.04.2020

На VII Федеральном бизнес-форуме Smart City & Region: Цифровые технологии на пути к "умной стране" (организатор ГК ComNews, Санкт-Петербург, 20 февраля 2020 г.) прошел круглый стол "Роль стандартов в реализации проектов "умный город". Обсуждение нового стандарта "Умного города" ТК-194". Центр технологий электронного правительства Института дизайна и урбанистики Университета ИТМО, возглавляемый Чугуновым Андреем, в рамках подготовки круглого стола провел опрос экспертов Проектного офиса "Умный Санкт-Петербург". Эксперты ответили на вопросы, что необходимо сделать, чтобы "приземлить" идею создания "умных городов", сформулировать определения и понятия, выработать стандарты и индикаторы успешности проектов реализации компонентов "умного города" на региональном и муниципальном уровнях.

Елена Ячменева, заместитель главы администрации Петроградского района Санкт-Петербурга

Идеологию цифровой экономики "умного города" можно понять и сформулировать, если встать на место руководителя, который работает "на земле" и управляет хозяйством, у него есть показатели эффективности, которых нужно достичь в разных отраслях с учетом временных, человеческих и денежных ресурсов, и он знает, что все отчеты, которые отправляются "наверх", могут быть проверены на достоверность данных. И если встать на место руководителя отраслевого министерства, который докладывает президенту или Правительству РФ об исполнении их поручений, и не просто является почтальоном, обобщающим 85 отчетов регионов, а головой отвечает за достижение показателей и эффективность расходования федеральных средств в виде субсидий регионам. А также если встать на место жителя, который понимает (и самое идеальное одобряет то, что делает власть, чтобы жить стало лучше), на что идут деньги налогоплательщиков.

Приведу конкретный пример. 7 мая 2018 года президент РФ поручил к 2024 году сократить объем непригодного для проживания жилищного фонда. Возникает вопрос: как с помощью цифровой экономики "умного города" узнать и проконтролировать, сколько такого жилья в каждом регионе, в какой стадии сейчас его ремонт, куда и на какой срок нужно переселить людей?

Другой пример: проект "Комфортная городская среда". На сегодня нет методик нормирования, сколько детских и спортивных площадок нужно устанавливать в квартале, где проживает, например, 2000 человек. Как определить, сколько в одном микрорайоне проживает детей с ограниченными возможностями, для которых нужно построить специализированную площадку с оборудованием для маломобильных групп?

Если мы не знаем исходных данных, целей и задач, или знаем, но не можем проверить их достоверность, так как они в бумажных отчетах, мы не можем эффективно распределять бюджетные деньги для достижения показателей в установленные сроки.

Самый успешный проект, на мой взгляд, который в 21 веке удалось реализовать в РФ, это открытие МФЦ. За счёт чего проект был успешен? Министерством экономического развития была разработана федеральная информационная система, в которую регионы обязаны были вносить данные. Отсутствие данных - это нулевые показатели по региону в отчете, которые докладывались президенту. Мы вносили все: адреса места расположения МФЦ; площади помещений; количество окон; наименования государственных услуг, которые передавались в МФЦ; показывали расходы по федеральным субсидиям на ремонты помещений и закупку техники; соглашения с федеральными и региональными органами власти, фотографии помещений. А потом сотрудники Минэкономразвития приезжали в регионы и, используя информацию, осуществляли проверки. Самое главное, что у регионов не было даже мысли предоставить на бумаге какие-то данные, отличающиеся от действительности!

Теперь представим, что аварийные квартиры и площадки нужно выявить-проинвентаризировать, внести данные в информационную систему; определить их техническое состояние, подтвердить фотографиями; последовательно с учетом сроков и денежных затрат оформить техническую документацию (заплатить за техническую экспертизу, подтверждающую аварийность жилья, или выполнить предпроектные работы и оформить проект благоустройства территории); обосновать перед финансовым органом потребность в ремонте или создании нового объекта по конкретному балансодержателю - при этом обеспечить доступ финансового органа к проинвентаризированным данным (желательно, представленным в виде слоя на картографии); получить деньги и заниматься конкурсными процедурами, ремонтами, приемкой объектов, при этом, информируя жителей о наших планах на удобном ресурсе с дружелюбным интерфейсом.

Мое субъективное мнение: вот она цифровая экономика и "умный город".

Что нужно сделать, чтобы это заработало? На мой взгляд, программа действий укладывается в семь шагов.

  • Провести инвентаризацию полномочий: выявить сущности, в отношении которых принимаются решения; организовать процесс их инвентаризации (документарной и фактической с оценкой текущего состояния и фотофиксацией).
  • Выявить и описать процессы, в том числе и межведомственные, для определения сроков и последовательности их прохождения для достижения результата; процессы должны быть прозрачны не только для сотрудников органов власти, но и для инициаторов (физических и юридических лиц).
  • По ходу описания процессов попытаться их оптимизировать: исключить избыточных участников или сократить сроки.
  • Автоматизировать процессы и обеспечить открытость результатов их реализации.
  • Сделать обязательным правило: вносить данные об объектах городской среды, на закупку, ремонт и содержание которых расходуются денежные средства бюджетов различных уровней в региональную информационную систему с привязкой к картографической основе (обязательную для использования органами местного самоуправления).
  • Формировать из этой единой системы приложения к государственным и муниципальным контрактам на содержание объектов городской среды с указанием в перечнях их идентификаторов и мест размещения (координат), соответственно в электронных карточках проставлять наименования организаций, отвечающих за содержание объектов и показывать на слое картографии для жителей.
  • Выявленные и оптимизированные процессы взаимодействия ИОГВ и ГУ с физическими и юридическими лицами должны контролироваться системой на верхнем уровне в виде отчетов по срокам и результатам с выводами последующим улучшением ситуации, если есть проблемы.

В Петроградском районе Санкт-Петербурга мы таким образом описали процессы по инвентаризации объектов городской среды и формированию адресных программ их ремонтов; ремонту аварийного жилья; рассмотрению вопросов по перепланировкам; формированию перечня незаконно используемых гаражей, подлежащих сносу.

Но, это наши внутренние процессы. Взаимодействие нескольких органов между собой должны изучать и описывать проектные группы. Ядром (модераторами) таких групп должны стать информатизаторы с соответствующей компетенцией.

Наталья Вукович, к.э.н., доцент, проректор по международной деятельности и инновационному развитию Санкт-Петербургского государственного лесотехнического университета

На мой взгляд, для устойчивого развития современных "умных городов" необходимо большее внимание уделять трем основным моментам. Первый момент – это создание единой платформы, объединяющей в единый кластер облачного или централизованного типа все проекты, связанные с темой "умного города". На практике в большинстве случаев, как в России, так и в мире, реализуются отдельные проекты, но они не связанны между собой или носят только технический характер, в то время как понятие "умный город" – это междисциплинарное понятие, включающее социальные, технические, экономические и экологические элементы.

Второй момент – внедрение партисипативного управления на всех уровнях городского управления. Это важное замечание, так как, на мой взгляд, как только городские жители увидят возможности реального участия в развитии города, то количество "умных" горожан существенно возрастет. И муниципальное бюджетирование, и его эффективность сейчас вызывают много вопросов, а партисипативное городское бюджетирование позволит сделать этот процесс максимально прозрачным и открытым.

И третий момент – это наличие элемента "умной зеленой" инфраструктуры. Как показывают большинство российских проектов "умных городов", вопрос экологии и ландшафтной архитектуры для них остается не затронутым. В свою очередь это наиважнейший элемент "умного города", который в европейской версии "умных городов" реализуется через "умную "зеленую" инфраструктуру. Результаты проведенных нашей командой (ИТМО и СПбГЛТУ) исследований показали, что для жителей Москвы и Санкт-Петербурга в равной степени "умный город" – это "зеленый город". И многие "умные" горожане в интервью говорили о том, что города будущего будут развиваться вокруг городских парковых пространств, как мы можем это наблюдать, например, в Москве, когда парк – это не место для пассивного отдыха, а целый образовательный кластер с интерактивными проектами и образовательными программами для всех возрастов.

Юрий Тайд, к.т.н., генеральный директор ООО "Интеллектуальные Энергетические Системы" (ООО "ИНЭСИС")

На наш взгляд, успешность проектов "умного города" необходимо оценивать не с точки зрения насыщенности инфраструктуры и обитателей городов цифровыми, интеллектуальными технологиями и девайсами, а степенью влияния их на ощущение "счастья" населением этого города. Вероятно, большинство экспертов придерживается того же мнения.

Мониторинг настроения населения на основе научных изысканий ученых социологов и психологов – лучший индикатор результатов усилий тех, кто хочет под лозунгами безопасности и комфорта "осчастливить" население, решая свои бизнес (и не только бизнес) задачи. Собственно, осуществление такого грамотно организованного мониторинга (умного в прямом смысле) и будет индикатором успешности проектов реализации компонентов "умного города".

Вопрос организации мониторинга в микромасштабе может быть решен по аналогии с продуктами UN Sustainable Development Solutions Network, The Earth Institute.

Пример – 7-й отчет о счастье (World Happiness Report 2019), в части разделов которого анализируется влияние на счастье способов взаимодействия сообществ и их членов друг с другом в связи с изменениями в информационных технологиях.

Первый отчет был выпущен в апреле 2012 года в поддержку совещания высокого уровня ООН "Благосостояние и счастье: определение новой экономической парадигмы". В этом отчете были представлены доступные глобальные данные о национальном счастье и рассмотрены соответствующие данные из новой науки о счастье, показывающие, что качество жизни людей может быть согласованно, надежно и достоверно оценено с помощью различных субъективных мер благосостояния, которые в совокупности упоминаются затем и в последующих отчетах как "счастье".

"Приземлять" замечательную идею Smart City можно начать с подбора другого эпитета в русскоязычном варианте "Умный Санкт-Петербург" или использования международного Smart. Иначе у острословов возникает вопрос о том, в каком городе мы находимся сейчас.

Полезные начинания и обсуждения в проектном офисе конечно необходимо продолжать. Однако пора подумать о расширении круга участников-заинтересованных лиц для лоббирования как бюджетного финансирования, так и других форм мотивации проектов для пилотных зон внедрения.

Успех проектов возможен при преодолении внутриведомственных барьеров правительства (например, комитетов в правительстве Санкт-Петербурга и открытии проекта (проектов) с включением в объединённую проектную команду незашоренных инициативных лиц.

Приведу примеры наших "усилий". Более двух лет в СПб ГБУ "Центр энергосбережения" не находит поддержки предложение поэтапного внедрение современной системы мониторинга потребления энергетических ресурсов и воды в государственных учреждениях города (детские сады, школы и т.п.). Причина – отсутствие финансирования у заинтересованных структур. А обладающие и распоряжающиеся финансами структуры не заинтересованы, так как указанные проекты не входят в число подотчётных мероприятий.

Предполагаемые эффекты от внедрения: оптимизация (в ряде случаев экономия) бюджетных средств на оплату энергоресурсов и воды в ГБУ СПб; прозрачность в обосновании лимитов на оплату энергоресурсов в ГБУ СПб; проведение комплекса энергосберегающих и организационных мероприятий по результатам энергообследований в ГБУ с высоким потреблением ресурсов; высвобождение персонала, охваченного рутинной работой по формированию отчетов, – от ГБУ до администраций районов, ЦЭ, комитетов правительства СПб; передача опыта в сферу ЖКХ и частного сектора; использование сформированной инфраструктуры для реализации функций IoT в ГБУ и для целей государственного управления и контроля.

У нас есть предложения о внедрении в качестве пилота систем предотвращения ЧП при утечках бытового газа, путем внедрения дешевых средств беспроводного мониторинга газоанализаторов в купе со страхованием жилья.

Продолжение читайте в рубрике "Мнение" в разделе "Цифровая экономика" 20 апреля.