Илья
Букреев

руководитель направления "Домашняя автоматизация и ProAV" Legrand Россия и СНГ
© ComNews
13.04.2020

В мире растет количество "подключенных" устройств (по оценкам отраслевых аналитиков, их количество достигнет 20–50 млрд единиц к 2020 году), и вместе с ним – число примеров применения Интернета вещей. Объем российского рынка по меркам других стран пока сравнительно небольшой и в 2020 году, по различным прогнозам, составит 4–9 млрд долларов.

Оценки экспертов о развитии рынка IoT в России разнятся. В среднем, речь идет о росте в течение ближайших двух лет на уровне около семи процентов, наиболее позитивные оценки – 22% в течение двух-трех лет.

Однако наиболее важным результатом является не объем самого рынка IoT-технологий, а мультипликативный эффект, который эти технологии окажут на экономику и бизнес. По оценке PWC, он в несколько раз превысит затраты на внедрение технологий и может составить десятки миллиардов долларов начиная с 2020 года.

Что конкретно может дать внедрение IoT-технологий коммерческому сектору?

  • Бизнесу IoT дает возможность получить конкурентное преимущество за счет снижения затрат и развития новых источников дохода. Например, автоматизация ряда процессов может позволить системам работать быстрее и производительнее.
  • Руководители компаний в области финансовых услуг, технологий и потребительских товаров ожидают улучшения качества обслуживания клиентов. IoT – это мощный источник данных, который в сочетании с аналитикой может дать полное представление о клиенте, его предпочтениях и даже прогнозировать запросы. Он также позволяет оперативно реагировать, давать контекстуально релевантные ответы и предложения.
  • Большинство руководителей технологических компаний также ожидают, что внедрение IoT позволит трансформировать бизнес-модели, а значит увеличить выручку от услуг – в среднем прогнозируется рост выручки на 2,9% ежегодно.
  • Внедрение IoT поможет компаниям в различных индустриях создавать новые товары, услуги, которые будут открывать принципиально новые возможности, как для бизнеса, так и для конечных потребителей.
  • IoT повысит качество существующих продуктов и сервисов за счет обеспечения бесперебойности работы, прогнозирования и устранения возможных неполадок, оптимизации использования ресурсов и сокращения негативного влияния человеческого фактора.

Несмотря на очевидные преимущества использования IoT-технологий, в российском коммерческом секторе есть определенные особенности, которые затрудняют повсеместное внедрение Интернета вещей.

В целом, коммерческий рынок (B2B) более инертен, чем рынок частных потребителей, так как компаниям требуется больше времени на анализ внешней среды, осознание необходимости применения новых технологий, согласование инвестиций и реализацию проектов. В России есть ряд специфичных факторов, осложняющих принятие решений в пользу IoT. Относятся они как к внешней среде, так и к внутренним корпоративным особенностям.

Во-первых, большинство руководителей российских компаний все еще достаточно консервативны в своих подходах к ведению бизнеса и в целом плохо осведомлены о преимуществах новых технологий. Во-вторых, на многих предприятиях отсутствует необходимая архитектура, программное обеспечение и оборудование, которые могли бы послужить базой для внедрения Интернета вещей в существующий ИТ-ландшафт. Дополнительные ограничения накладываются в части сложности изменения внутренних процессов, регламентов, документооборота, подходов к получению и обработке информации.

По большому счету, в российском коммерческом секторе присутствует ощутимый разрыв между компаниями в уровне внедрения цифровых технологий. С одной стороны, в России есть компании, буквально идущие в авангарде глобальной цифровизации (так называемые "цифровые чемпионы"), с другой — целый ряд крупных предприятий до сих пор не достигли даже базового уровня автоматизации процессов.

Есть ли решение для российского коммерческого сектора?

Один из возможных путей разрешения сложившейся ситуации – перенос технологий, активно используемых для "умного дома", в бизнес-среду. Они апробированы, их положительный эффект понятен на бытовом уровне. К тому же, если говорить о заимствовании каких-то отдельных технологий из потребительского сектора, их внедрение менее затратно с технологической и ресурсной точек зрения.

Решения IoT для потребителей ориентированы на отдельных пользователей и включают в себя портативные устройства, приложения для "умного дома", устройства персонального мониторинга и т.д. Подключение в таких решениях осуществляется чаще всего через Bluetooth, WiFi и ZigBee. Эти технологии обеспечивают связь на коротком расстоянии, подходящую для приложений, работающих на ограниченных пространствах – чаще всего в домах и небольшие офисах, но это вполне могут быть и коммерческие объекты. Внедрение технологий "умного дома" в бизнес может позволить сократить расходы, обеспечить круглосуточный мониторинг систем и значительно повысить их общую эффективность.

В частности, среди наиболее привычных "умных" технологий для дома, которые могут быть также полезны и в коммерческом секторе, можно отметить следующие:

Виртуальные ассистенты

Эти "домашние помощники" могут повысить производительность и эффективность рабочих процессов, а также экономят время на решении таких текущих задач, как проверка данных, планирование встреч, пополнение запаса канцелярских товаров и т.д.

Объединение компьютеров и смартфонов в одну сеть

Объединение компьютеров и мобильных устройств способно дать точное понимание того, сколько времени люди тратят на проект; кто и что влияет на производительность. Кроме того, это эффективно и при работе с удаленным персоналом, который трудно мониторить с точки зрения продуктивности. Также система взаимосвязанных устройств позволяет собирать ценные данные о потребителях, а затем на основе полученной информации корректировать торговое предложение и выбирать наиболее оптимальные пути развития бизнеса.

Дистанционное видеонаблюдение

Позволяет в режиме онлайн следить за тем, что происходит на объекте, а при обнаружении опасности подает сигнал о блокировке дверей и окон, включает сирену и вызывает правоохранительные органы. При помощи дистанционного наблюдения можно контролировать пожарную безопасность за счет применения специальных датчиков противопожарной системы, а также системы прямой и обратной связи.

"Умные" термостаты

Позволяют автоматизировать контроль температуры в помещении, оптимизируя энергопотребление и сокращая расходы.