Илья
Коргузалов

директор по развитию компании Piligrim XXI
© ComNews
01.06.2020

Дополненная реальность – одна из тех прорывных технологий, которая способна полностью изменить нашу жизнь. Она наполняет привычный мир виртуальными образами и переносит нас в киберпространство, где бизнес, обучение и развлечения превращаются в нескончаемое фантастическое приключение. Именно на дополненную реальность делают ставки эксперты, обсуждая приближение четвертой промышленной революции, за нее голосуют ИТ-гиганты и венчурные фонды, вкладывая миллиарды долларов в разработки.

Уже нет сомнений, что внедрение AR приносит реальную, вполне ощутимую пользу для самых разных сфер бизнеса. Вспомним нашумевший проект Pokеmon Go, которому удалось заработать около $3 миллиардов. IKEA несколько лет успешно использует технологию для примерки своей мебели. И этот функционал настолько нравится покупателям, что для улучшения визуализации шведы недавно купили американский стартап Geomagical Labs, занимающейся компьютерным зрением. Компания DHL подсчитала, что применение дополненной реальности для маршрутизации на складах увеличивает эффективность работы на 25%. Наш собственный опыт подтверждает, что создание AR-реконструкций утраченных памятников архитектуры может увеличивать туристический поток до 30%.

Однако, до сих пор все удачные AR проекты – это единичные кейсы, разработанные по заказу крупных компаний или государственных структур. До массового рынка технология по-прежнему не дотягивается, несмотря на доказанную перспективность, универсальность и хорошее финансирование разработок. Причин здесь довольно много, но главная, это, конечно же, высокая стоимость реализации.

Дело в том, что сегодня каждый серьезный проект с дополненной реальностью делается индивидуально, что называется, в ручном режиме. Чтобы цифровой контент оказался точно в обозначенном месте, где его сможет увидеть пользователь, необходимо тщательно сканировать окружающее пространство. С этой задачей могут справиться только разработчики в области компьютерного зрения – одни из самых дорогих специалистов на ИТ-рынке. А если AR-проект нужно развернуть не в собственном офисе, а скажем, в другом городе, стране или в нескольких локациях одновременно, то цена может оказаться заоблачной. По нашим подсчетам, даже небольшой качественный проект с интересным сценарием пользовательского поведения обойдется заказчику примерно в 5-6 млн. рублей и до 60% бюджета уйдет на интеграцию виртуального контента. Естественно, что такие эксперименты могут позволить себе только очень солидные компании.

Как удешевить AR-проект и сделать его доступным для компаний среднего эшелона?

Во-первых, нужно ориентироваться на мобильные телефоны, по возможности избегая специальных AR-гарнитур. Стоят они дорого: от $1000 за Google Glass до $3500 за HoloLens 2, не слишком удобны в использовании, а адаптация ПО к ним – дело крайне трудоемкое.

Во-вторых, для экономии можно нанять команду, работающую с алгоритмами платформ ARKit (Apple) или ARCore (Google). Здесь будут серьезные ограничения по функционалу, стабильности привязки контента и выбору пользовательских устройств – обе платформы поддерживают только топовые модели смартфонов. Но использование стандартных SDK значительно ускорит разработку и сделает ее дешевле.

Можно упростить контент, использовать физические маркеры, но все это лишь незначительно снизит себестоимость и негативно отразиться на качестве продукта. Необходимо радикальное решение, которое позволит сделать технологию по-настоящему доступной по цене и поставит производство AR проектов на поток. И такие решения уже найдены.

3D-модель мира следующая технологическая платформа для работы AR-приложения

Самый эффективный подход, на мой взгляд, это создание глобальных высокоточных 3D-карт местности. То есть сначала с помощью специального ПО мы делаем виртуальный слепок места. Это может быть помещение торгового центра или склада, отдельная улица или даже целая страна. В полученный цифровой слой мы может с легкостью интегрировать любые цифровые модели, чтобы показывать зрителю на фоне реального физического мира. Это гораздо более точный, гибкий и надежный способ размещения геолокационного контента. Сканируя территорию один раз, мы значительно удешевляем все проекты, которые будут на ней установлены. Этот тот самый способ добиться масштабируемости AR-технологии. В идеале, с помощью готовых пространственных карт запускать виртуальные инсталляции смогут не только профессиональные программисты, но и все, кто умеет элементарно работать с 3D-моделями.

Сегодня над разработкой методов оцифровки поверхности земли активно работают несколько крупных компаний и стартапов, в том числе, и наша команда. Так, еще прошлой осенью Facebook заявил, что планирует сделать 3D-модель всей планеты, используя огромную базу геопозиционированных изображений, получаемых социальной сетью от пользователей. Проект LiveMaps задуман как базовая инфраструктура для работы AR-очков, над которыми Facebook трудится уже более двух лет. Действительно, собственные виртуальные карты станут огромным преимуществом для AR-гаджетов, помогая им ориентироваться в пространстве и корректно демонстрировать цифровой контент.

Серьезность планов компании подтверждает и недавняя покупка. Буквально в феврале за $40 млн она приобрела британский стартап AR Scape Technologies, который как раз сосредоточен на построении 3D-карт. А уже в марте Facebook заключен партнерский договор с Plessey на производство microLED дисплеев, которые планирует устанавливать в прототипы AR-очков для повседневного ношения. И хотя в компании признают, что ПО для LiveMaps пока остается "сырым", мы можем надеяться на его появление в обозримом будущем, учитывая колоссальные ресурсы компании.

Еще один проект, который многое сделал для построения трехмерной карты мира, - это американский стартап 6D.ai. Компания с 2017 года работала над детализацией моделей окружающего пространства при помощи камеры мобильного телефона, и даже успел выпустить бета- версию своего SDK для разработчиков. Однако совсем недавно технологию выкупила компания Niantic, создатели Pokemon Go, и видимо будут использовать ее для улучшения собственных игровых механик.

Свою попытку создать технологию пространственной картографии в апреле представил ИТ-гигант Huawei. Приложение AR Maps стало оперативным ответом китайских разработчиков сервису Google в условиях американских санкций. Пользователю предлагается онлайн навигация с элементами дополненной реальности – различными направляющими и виртуальными персонажами. Сейчас сервис действует лишь в двух локациях, карты которых успели составить. Это пещеры Могао в Кансу и район Бунда в Шанхае. Кроме того, бета-версия приложения доступна только в магазине Huawei AppGallery и поддерживает его исключительно флагманские смартфоны серии P40. Поэтому пока не понятно, насколько автоматизировано составление 3D-карт, и будет ли эта технология доступна для сторонних разработчиков.

Наша платформа Arcona также базируется на составлении пространственных карт внешней среды, но мы изначально создавали ее как универсальную площадку для размещения внешних AR-проектов. По сути, это конструктор, понятный любому человеку. С помощью собственной технологии мы создаем виртуальную копию земли, готовую к интеграции виртуальных моделей, и пользователю остается лишь выбрать место и контент, который он хочет продемонстрировать. Пока система работает в тестовом режиме и поддерживает только линейку IOS устройств, но уже сейчас вполне можно разворачивать простые AR-сюжеты практически в любом городе России, и это действительно просто.

Я убежден, что в течение года мы увидим несколько вариантов цифровых моделей мира от нескольких производителей. И если они окажутся достаточно простыми и удобными для размещения AR-проектов, то будут решены ключевые проблемы технологии – доступность, масштабируемость и надежность локализации. Это принесет компаниям самого разного масштаба и профиля безграничные возможности визуализации своих бизнес-идей в любой точке мира.