Андрей
Кузьмичев

первый заместитель генерального директора RU-CENTER
© ComNews
08.06.2020

На рынке регистрации доменов и предоставления услуг хостинга постоянно происходят процессы консолидации игроков, однако события последних месяцев могут как ускорить эти процессы, так и привести к банкротствам отдельных компаний.

По итогам 2019 года около 75-80% рынка российских доменов приходится на трех крупнейших регистраторов, однако на рынке предоставления услуг хостинга всё не так однозначно — крупнейшие игроки имеют долю в 10-20% рынка, а остальные сайты распределены по небольшим хостинговым компаниям.

На мой взгляд, в наличии на рынке крупных игроков есть много преимуществ для клиентов — доверяя свой сайт крупной компании, клиент инвестирует в безопасность и стабильность работы своего проекта. Но, будучи непосредственным участником этого рынка, воздержусь от оценок состояния тех или иных компаний. Поэтому ниже — сугубо практические размышления, исходя из текущей ситуации на рынке.

Почему мелкие хостинговые компании и регистраторы находятся в зоне риска?

Основные расходы хостинговой компании складываются из трех примерно равных частей: стоимости серверов и сетевого оборудования, аренды стоек для размещения оборудования в дата-центрах и прочие затраты, такие как расходы на разработку и обслуживание информационных систем, затраты на службу поддержки и т.д..

Во-первых, в текущей ситуации с пандемией короновирусной инфекции существует риск возможных проблем с поставками оборудования. Даже если Китай сейчас произведет сервера и комплектующие, сроки их поставки на наш рынок остаются под вопросом.

В свете такого риска крупные игроки закупили часть оборудования "впрок" — у малых игроков зачастую нет достаточного финансового плеча для таких закупок и в случае выхода существующего оборудования из строя высок риск остановки сайтов клиентов.

Во-вторых, весной этого года курс доллара в очередной раз вырос. С одной стороны, это сделало менее привлекательным зарубежный хостинг, который в пересчете на рубли стал дороже — это будет одним из драйверов рост российского хостингового рынка. С другой стороны у хостинговых компаний и регистраторов доменов часть затрат на ту же закупку оборудования всегда зависит от курса иностранных валют и недостаточная финансовая устойчивость небольших игроков привносит дополнительные риски для их клиентов.

В-третьих, на рынок безусловно будет оказывать влияние активная фаза реализации "закона Яровой" в части установки оборудования для СОРМ – следственно-оперативных розыскных мероприятий.

Работающие в белую хостинговые компании должны иметь лицензии на предоставление телематических услуг связи и на предоставление услуг связи по передаче данных. Такие компании обязаны выполнять требования этого закона и в установленные сроки купить и установить необходимое оборудование.

Допускаю возможность, что сроки имплементации данного закона перенесутся на некоторое время. Например, просто в силу желания государства поддержать отрасль в текущей непростой ситуации. Однако в любом случае рынок ждут дополнительные существенные затраты на оборудование. В случае RU-CENTER, к примеру, речь идет о затратах в десятки миллионов рублей. Конечно, стоимость решения будет прямо пропорциональна объему трафика и количеству клиентов. Но очевидно, что чем больше клиентов у компании тем меньше её удельные затраты в пересчете на одного клиента. Поэтому эффективная стоимость в пересчете на одного клиента у крупных игроков будет ниже. Небольшие хостеры в связи с этим будут испытывать серьезные финансовые проблемы.

Все эти факторы будут приводить к тому, что представленный в интернете бизнес будет чаще выбирать крупных поставщиков.

Несмотря на возможные пертурбации, сам рынок при этом вряд ли сильно изменится. Количество зарегистрированных доменов в национальных зонах в последние годы остается стабильным — около 5 млн в зоне .ru и около 750 тыс в зоне .рф. При этом с точки зрения количества владельцев доменов (администраторов) рынок очень устойчив: более 80% администраторов владеют только одним доменом и в последние годы рост наблюдается именно в этом сегменте. Этот показатель, количество реальных владельцев доменов, намного более точно отражает состояние рынка и происходящие на нём тренды, чем появившаяся когда-то на заре интернета и объективно устаревшая сегодня метрика по количеству доменов.

Повлияет ли снижение деловой активности из-за короновируса на наш рынок? Поскольку ежегодный платеж для небольших бизнесов за работающий сайт редко превышает 10-15 тысяч рублей в год, есть ощущение, что от доменов и хостинга будут отказываться в самую последнюю очередь — мы проходили это в 2013-14 годах. Более того, если раньше существовали бизнесы, которые допускали для себя присутствие только в оффлайне, то сейчас в том числе и из-за пандемии их станет еще меньше.