Мнение / июль 2020
Тренды постковидного бизнеса

Сергей
Клюев

директор департамента инфраструктуры и ИТ-сервисов Atos в России
© ComNews
13.07.2020

Пандемия коронавируса, охватившая планету с начала года, не оставила шансов на прежнюю жизнь. Бизнесу по всему миру пришлось адаптироваться к новым реалиям и срочно вносить изменения в существующие модели ради выживания. Выход из кризиса не будет быстрым, и компаниям необходимо принять новые условия и проявить гибкость. Сергей Клюев, директор департамента инфраструктуры и ИТ-сервисов Atos в России уверен, что не стоит ждать скорого и устойчивого восстановления привычного уклада жизни, необходимо готовиться к "новой нормальности", тенденции которой уже прогнозируются экспертным сообществом.

Удаленка остается

Один из главных вызовов, с которым пришлось столкнуться рынку — ускоренный и незапланированный переход на удаленную работу. Компании были вынуждены оперативно переводить всех сотрудников на хоум-офис и быстро интегрировать новые решения. Большинство оказались не готовыми к такому сценарию.

Однако, поскольку в научном сообществе широко обсуждается вероятность второй волны COVID-19, и работа вне офиса уже показала свои положительные стороны, некоторые ИТ-гиганты объявили, что удаленка для них не закончится вместе с карантином. В США Facebook и Google разрешили своим сотрудникам работать из дома до конца года, так же как и всему штату Twitter. Более того, Марк Цукерберг заявил, что планирует перевести до половины всех сотрудников Facebook на удаленку в течение 5-10 лет.

Несомненно, тренд на дистанционную работу останется с нами — согласно исследованию, проведенному компанией Atos, интеграция и совершенствование процессов удаленной работы будут актуальны и после карантина. Компании продолжат внедрять эффективные цифровые инструменты и проводить масштабную автоматизацию для снижения затрат. Вот почему предпринимателям важно уже сейчас корректировать стратегию под новые бизнес- и ИТ-тренды.

Сложности формата

В самом начале карантина компании ставили целью осуществить эффективную коммуникацию между сотрудниками и обеспечить персоналу доступ к инструментам совместной работы. На том этапе это было первостепенно, однако сейчас выявляются другие проблемы удаленки, которые будут становиться более критичными в посткризисном сценарии.

В первую очередь люди сталкиваются с трудностями работы с хранилищами и базами данных, которые не адаптированы к дистанционному доступу. Кроме того, со временем стало ясно, что большинство процессов в компаниях зависят от бумаги в прямом смысле этого слова, а электронный обмен документами не отрегулирован должным образом. Работники также испытывают трудности с поиском нужной информации, получением фидбека от коллег. Иначе говоря, затрудняется решение тех вопросов, которые можно было легко решить, находясь в объединенном пространстве — в офисе.

Однако богатый ассортимент современных сервисов и ИТ-решений позволяет бизнесу построить виртуальный офис, по эффективности и удобству превосходящий все физические аналоги и отвечающий самым продвинутым запросам.

ИТ-тренды как ориентир

Проблемы адаптации к бизнес-требованиям "нового" мира решаются не только расширением технологического инструментария, но и учетом соответствующих трендов. Группа ученых Atos проанализировала рынок и определила наиболее сильные и важные из них.

По их мнению, лейтмотивом постковидного мира станет тендирование к абсолютной цифровизации. Уход от физического к виртуальному, децентрализованность, использование данных, ускоренный переход к облачным технологиям — все эти тенденции направлены на непрерывность и продуктивность бизнеса.

Развитие цифровых экосистем станет следующим этапом развития посткризисного мира. Компании будут больше фокусироваться на своей основной деятельности, отдавая часть задач на аутсорс третьим лицам. Прогресс платформенных экосистем приведет к масштабируемости и гибкости бизнеса.

Автоматизация также продолжит набирать популярность, и пандемия коронавируса только укрепила уверенность в этом.

Компаниям необходимо использовать кризис и для ускорения перехода к облачным решениям, при этом оптимальным вариантом представляется гибридное облако.

Вместе с этим бизнесу стоит уделять большее внимание вопросам кибербезопасности и обеспечению безопасности рабочих мест. Число случаев мошенничества с распространением вируса только возрастает, а работа на удаленке требует особо внимательного отношения с точки зрения противостояния киберпреступности.

Искусственный интеллект продолжит играть ключевую роль, проникать в бизнес-процессы и совершенствовать другие технологии. Именно ИИ и машинное обучение позволят автоматизации и кибербезопасности стать более совершенными и сфокусированными на задачах высокого уровня.

Другая тенденция посткоронавирусного мира — речевые технологии, включающие в себя распознавание речи и жестов. Домашние ассистенты и голосовые помощники становятся все популярнее, потребность в естественном общении возрастает.

В целом, после коронакризиса можно ожидать всплеск популярности IoT, который найдет применение в экосистемах, "умном" бизнесе, потребительском рынке.

Большую значимость приобретет и онлайн-обучение. Безработица, возросшая из-за пандемии и последовавшего за ней кризиса, стимулирует предпринимателей на освоение новых знаний и навыков, популяризируя виртуальные платформы для обучения.

Интеграции целых систем, платформ, объединение с технологиями ИИ и машинного обучения, рост внимания к цифровым двойникам — вот основные векторы развития на ближайшее будущее.

В условиях кризиса критерием выживания становится быстрая адаптивность к новым условиям. Дальнейшее самочувствие бизнеса будет зависеть от долгоиграющих действий и решений, которые должны приниматься как во время, так и после кризиса. Непредвиденные обстоятельства стимулируют развитие новых технологий, учитывая которые, бизнес сможет не только укрепить свои позиции в настоящем, но и преуспеть в будущем.