Новости / август 2020
"Ростех" представил мобильный инспекционно-досмотровый комплекс на базе "Камаза"

© ComNews
03.08.2020

В Москве на территории госкорпорации "Ростех" состоялась презентация мобильного инспекционно-досмотрового комплекса (ИДК) нового поколения на базе автомобиля "Камаз". Инспекционно-досмотровый комплекс разработан холдингом "Росэлектроника" госкорпорации "Ростех".

Основная задача такой техники – дистанционное обнаружение незадекларированных товаров и незаконных вложений в транспортных средствах, грузовых контейнерах. Преимущество мобильного комплекса – его подвижность, возможность оперативно развернуть работу в любом месте. Использование ИДК позволяет значительно повысить эффективность и скорость процедур таможенного и транспортного контроля. Досмотр проводится без вскрытия контейнеров, комплекс "видит" груз даже сквозь сталь толщиной до 320 мм и дистанционно оценивает вес всей товарной партии или её части по выбору оператора с погрешностью менее 10%.

В модернизированной версии ИДК учтён двухлетний опыт эксплуатации комплексов предыдущего поколения в органах таможенной службы. Техника доработана в соответствии с пожеланиями заказчика – например, новая машина стала легче, повысилась её проходимость.

"Такие комплексы повышают скорость пропуска через границу и комфорт для граждан без ущерба для безопасности. Опыт эксплуатации ИДК показал, что на качество досмотра не влияют размер или масса автомобилей, плотность загрузки контейнеров, расположение перевозимых товаров. Мы планируем ознакомиться с новой версией мобильного ИДК и рассмотреть возможность активного использования таких комплексов. Их внедрение позволит повысить скорость таможенного оформления – за счет обработки высококачественных изображений в "интеллектуальном пункте пропуска": компьютер будет сам принимать решение о выпуске и при необходимости направлять снимок для анализа квалифицированному специалисту. Если сейчас эта техника применяется в основном для выявления контрабанды, то в перспективе планируется её применение и для фиксации недостоверного декларирования товаров", – сообщил руководитель Федеральной таможенной службы РФ Владимир Булавин.

Программное обеспечение ИДК способно распознавать четыре группы материалов – органику, неорганику, тяжелые и легкие металлы. Также алгоритм комплекса способен автоматически "вычитать" стенки контейнера, чтобы исключить возможность "закладок" в металлическом корпусе.

"Производство инспекционно-досмотровых комплексов такого уровня смогли освоить всего несколько стран в мире. Наши мощности позволяют производить до 40 таких машин в год, при этом общая потребность российского рынка оценивается в 200-250 ИДК. Мы постоянно ведём работу по наращиванию технических возможностей наших комплексов. Например, сейчас создаётся система автоматического анализа рентгеноскопических изображений с технологиями искусственного интеллекта, где человеческий фактор при досмотре будет сведен к нулю", – заявил генеральный директор госкорпорации "Ростех" Сергей Чемезов.

Также в ходе презентации стало известно, что недавно был подписан первый экспортный контракт на поставку комплекса в одну из зарубежных стран.

Инспекционно-досмотровые комплексы создаются входящими в "Росэлектронику" предприятиями "Скантроник Системс" и НПП "Торий" при участии Лаборатории электронных ускорителей МГУ. При этом ранее мобильные ИДК изготавливались на базе автомобиля зарубежного производства. В сентябре 2019 года ПАО "Камаз" и ООО "Скантроник Системс" подписали соглашение о сотрудничестве, основная цель которого – создание новой продуктовой линейки спецтехники инспекционно-досмотрового комплекса на базе шасси "Камаз" семейства К5.

Говоря о преимуществах шасси "Камаз-65208-S5", директор по производству компании "Скантроник Системс" Сергей Симочко отметил его оптимальную цену, технические характеристики и комфортабельность кабины. "Кроме того, у производителя импортного автомобиля, на базе которого мы выпускали мобильный инспекционно-досмотровый комплекс, часто меняется модельный ряд. Необходимое нам шасси могли в любой момент снять с производства. При этом не было работы "напрямую" с производителем, тогда как с "Камазом" у нас налажены рабочие контакты и подписано соглашение о сотрудничестве. Мы благодарны камазовским специалистам за проявленное участие – нам оказали серьёзную поддержку. В кратчайшие сроки мы получили продукт, полностью адаптированный под наши задачи: была разработана передняя пневмоподвеска, усовершенствована задняя пневмоподвеска, удлинено базовое шасси. Также специалисты НТЦ "Камаза" оказали помощь в разработке и оформлении технической документации. Мы рассчитываем на дальнейшее плодотворное сотрудничество с "Камазом" и планируем выйти с этим продуктом на зарубежные рынки", – подчеркнул Сергей Симочко.