Анастасия
Леонидова

основатель сервиса Leoni
© ComNews
31.08.2020

Мы привыкли к персонификации всего вокруг, начиная с лент соцсетей, заканчивая рекламными предложениями и музыкальными плейлистами. А вот в образовании индивидуальный цифровой подход - пока редкость, хотя именно там он очень нужен.

Персонифицированное цифровое окружение – это заслуга нейросетей, которые анализируют наше поведение в интернете и составляют довольно точный "цифровой портрет" пользователя. Чаще всего эти данные используют, чтобы точнее таргетировать контент, причём не только рекламный: например, в 2016 году в Cambridge Analytica применяли такой подход, чтобы агитировать избирателей голосовать за Трампа – и вполне в этом преуспели.

Но есть и другие, менее очевидные области, где можно применить ИИ-анализ цифрового следа с гораздо большей пользой. Речь, в первую очередь, об образовательной системе которая сейчас максимально далека от индивидуального подхода. Школы предлагают ученикам лишь стандартную программу, да и внеклассные занятия часто выбираются родителями по принципу "недорого", "престижно" или "девочкам – танцы, мальчикам – единоборства".

Тем не менее, будущее гармоничного и сбалансированного развития – за адаптивными технологиями, которые будут учитывать склонности ребёнка, подстраиваться под него, давать знания в максимально удобной форме и помогать учиться эффективнее.

В Европе такие технологии уже внедряются: например, в школах Бельгии применяют образовательные инструменты компании Century Tech, основанные на постоянном машинном анализе учебного процесса. Они позволяют выявить пробелы в знаниях ученика, определить, какие занятия ему нравятся, а какие – нет и скорректировать учебный план. "То, что я узнаю о ребёнке за длительное время, Century узнаёт всего за один урок", - говорит учительница одной из школ, использующих ИИ-технологии.

В российской школе таких инструментов пока нет, а вот частные инициативы более мобильны и уже способны предложить подобные инструменты. Один из примеров – онлайн сервис Leoni по подбору внешкольных занятий, который предлагает родителям и детям персонализированный подход к выбору кружков и секций.

Главная цель проекта – изменить устоявшиеся правила, касающиеся развития детей. Создатели Leoni считают, что будущее – за людьми, поддерживающими баланс между когнитивным мышлением и эмоциональным интеллектом. Поэтому платформа стремится избавиться от шаблонных решений, и предлагает ребёнку встать на индивидуальную траекторию развития, основанную на его личных особенностях и склонностях.

Это стало возможным, благодаря технологии, объединяющей в себе мировые методики оценки личности и возможности искусственного интеллекта. Специалисты Leoni, совместно с командой психологов, оцифровали психоаналитические тесты и добавили к ним аналитику ИИ. В то время, как ребёнок проходит тест, нейросеть исследует его реакции на вопросы, фиксирует скорость ответов и задержки, следит за движениями курсора. Всё это, в дополнение к ответам на вопросы теста, позволяет сделать диагностику более точной, выявить склонности ребёнка и его эмоциональный фон. По результатам тестирования дети и родители получают рекомендации по занятиям, которые точно будут полезны ребёнку, увлекут его и мотивируют развиваться. Вероятность совпадения – более 85%.

Конечно, подобная практика в России ещё мало распространена, но у неё большое будущее. Точная диагностика и индивидуальная схема развития позволяют ребёнку не тратить время зря, успевать больше и учиться лучше, а самое главное – вырасти гармонично развитой личностью.