Эдгар
Гринберг

руководитель проекта "Прозрачная логистика"
© ComNews
31.08.2020

В 2020 году это может многих удивить, но подавляющая часть бизнеса в нашей стране еще очень далека от регулярного использования ИТ-решений в своей работе. Показателен пример логистической отрасли: несмотря на большое количество решений, представленных на рынке и обещающих заманчивую выгоду, до сих пор до 90% заявок на грузоперевозки распределяется вручную. При этом практически любой специалист подтвердит, что автоматическая маршрутизация работает быстрее и эффективнее.

В отрасли считается, что при ручном планировании до 10% рейсов организовываются недостаточно эффективно. К этому можно прибавить бухгалтерию, которая вручную формирует документы в несколько раз дольше автоматизированной системы, а человеческий фактор неизбежно приводит к ошибкам.

Если ваши процессы не автоматизированы, значит кто-то в компании на этом зарабатывает

В зависимости от размера транспортной компании и профессионализма ее сотрудников совокупные еженедельные потери от этого могут составлять от нескольких десятков до миллионов рублей. Казалось бы, в таких условиях любая система автоматизации очевидно окупается – так почему же их внедрение до сих пор не повсеместно? Посчитать совокупные убытки несложно, но в компании могут быть сотрудники, которые не заинтересованы в этом. Их личная выгода от традиционного способа работы, когда процессы замыкаются на них самих, для них перевешивает общую корпоративную.

К сожалению, часто тут работает банальная схема связки менеджера, который за процент отдает самые "лакомые" заказы одному перевозчику. Не стоит и объяснять, что оптимальное распределение грузов и машин в таком случае невозможно. Бывает даже, что и прямые откаты ни при чем. Например, сотрудники могут бояться, что будут чувствовать себя некомфортно, когда начальник в режиме онлайн будет видеть все сделки и все тендеры на перевозки, которые они оформляют: насколько надежный был выбран подрядчик, минимальная ли это предложенная цена и тд. Кто-то из менеджеров отдела логистики может бояться, что автоматическая и прозрачная система тендеров отсеет до 70% тех перевозчиков, с которыми он работает, а налаживать отношения с новыми он по какой-то причине не хочет. Не заинтересованными в автоматизации могут быть и топ-менеджеры или руководители отделов, если они не хотят сокращать штат, но понимают, что с ней выполнять те же объемы работы сможет меньшее количество сотрудников. Похожие ситуации складываются в разных сферах бизнеса.

Ваши сотрудники боятся – и это нормально

Даже если все перечисленное не актуально для компании, а руководитель всё же не решается внедрять автоматизацию своих процессов, его тоже можно понять. Кризисы, колебания рынка, различные проверки контролирующих органов – только малая доля проблем, на преодоление которых компания может бросать все свои силы. Понятно, что в таких условиях затевать цифровую трансформацию решится далеко не каждый.

Всё это не отменяет общую потребность в актуальных цифровых решениях, которые диктует рынок в каждой отрасли. Ведь удобные цифровые механизмы помогут вашему бизнесу быть мобильными и гибким, а значит – лучше реагировать на изменения в рынке. Так как же в условиях нестабильности правильно внедрять инновации в компании?

Главное, что нужно сделать – осознать, что именно нужно и почему. Кому именно не выгодна цифровая "прозрачность" работы компании и что изменится, если устранить эту причину. Скорее всего, это потребует концентрации и усилий, но на выходе вы поймете, куда именно нужно двигаться.

Ищите "гибких" поставщиков решений

Затем нужно выбрать подходящего вам подрядчика. Скорее всего, на рынке будет несколько схожих предложений. Часто компании дают к своим продуктам тестовый доступ, чтобы можно было понять, подходит ли это решение именно вашей организации. Кроме того, большинство поставщиков ИТ-продуктов осознали, что даже доступные "пакетные" решения нужно адаптировать под потребности заказчика. Это значит, что имеет смысл искать предложение, где к стандартному функционалу можно добавлять разные функции и модули – в зависимости от потребности вашего бизнеса. Можно предположить, что поставщики, которые этого не делают, скоро сильно отстанут от своих более гибких конкурентов и уйдут с рынка.

Стоит обратить внимание на новые механизмы работы с пользователями, которые появляются у сервисов сегодня. Например, процент от выгоды, которую сервис автоматизации принес клиенту вместо абонентской платы за пользованием. Мы в свое время поняли, что эта модель оптимальный пример стратегии win-win, при условии, что разработчик уверен в своей системе. А клиенту это помогает определиться с выбором, ведь если подрядчик сомневается в качестве своего продукта, работать по такой модели он просто не будет. Считаем, что в конкурентной среде клиентского b2b-сервиса у это1 модели большое будущее.

Не торопите события

По нашему опыту, не стоит пытаться автоматизировать всё и сразу: неизбежна путаница, проволочки, и, как следствие – разочарование сотрудников в этой идее. Если протестировать перевод в цифру сначала отдельных процессов, увидеть выгоду, проблемы, и понять, что нужно изменить, чтобы решить их, эффект будет даже ощутимее, а у сотрудников не будет ощущения, что их хотят массово заменить "цифрой". Начните с нескольких проектов, "оцифруйте" работу уже существующих контрагентов, прежде чем полностью перестраивать систему. Не исключено, что систематизация текущей работы уже принесет вам выгоду. Примерно так происходит, если в автоматизированных и полностью открытых торгах за грузоперевозки начинают участвовать те транспортные компании, с которыми заказчик уже сотрудничает. Дальнейшее внедрение зависит от ваших результатов и потребностей, но главное, не торопиться и не покупать кота в мешке.