Дмитрий
Кичко

генеральный директор ГК "Эдит Про"
© ComNews
28.03.2022

Скорость и бесперебойная работа систем управления базами данных (СУБД) переходит в разряд критически-важных факторов для работы многих компаний. Именно поэтому необходимо пересмотреть подходы к организации комплексного мониторинга баз данных и серверов СУБД. Почему важно автоматизировать этот процесс и как работают такие ИТ-решения, рассказывает Дмитрий Кичко, генеральный директор ГК "Эдит Про".

Количество данных в мире стремительно растет: по прогнозу IDC, к 2025 году объем накопленной информации достигнет 175 зеттабайт против 40 зеттабайт в 2020 году. Большую часть данных генерирует бизнес. Компании собирают все больше информации — о клиентах, партнерах, товарах — и стремятся извлекать из них пользу. Data-driven подход, который предполагает управление бизнесом на основе данных, становится приоритетным. Растет количество баз данных внутри одной компании и объемы хранимой в них информации. Приходится увеличивать количество специалистов, которые занимаются обслуживанием СУБД.

В то же время компании из разных сфер разрабатывают и запускают различные цифровые сервисы. Внешние — интернет-магазины, личные кабинеты, мобильные приложения. Внутренние — системы бизнес-аналитики, real-time маркетинга или HR-сервисы. Все они, как правило, "завязаны" на корневые базы данных, нагрузка на которые многократно возрастает.

При этом растут требования к их производительности: если раньше СУБД обслуживали оффлайн-процессы, то сегодня должны соответствовать требованиям онлайн-сервисов. А значит, должны быстро обрабатывать множество запросов. Например, если раньше банкам хватало пропускной способности БД в несколько тысяч запросов в секунду, то с развитием онлайн-банкинга счет идет на сотни тысяч обращений.

Непрерывность бизнеса — еще один элемент цифровой реальности: простой может обернуться прямыми или косвенными убытками. Работоспособность сервисов зависит в том числе от бесперебойной работы СУБД.

Итак, растет количество баз данных и объемы хранимой информации, увеличивается нагрузка на СУБД, повышаются требования к их производительности и устойчивости. Все это делает комплексный мониторинг баз данных и серверов одной из ключевых задач ИТ-подразделений.

Ручной мониторинг vs автоматизация

Система управления базами данных — это "сердце" ИТ-инфраструктуры. Без крайней нужды компании опасаются экспериментировать с ее масштабированием и тем более заменой на более современное и производительное решение. Однако важно держать руку на пульсе: мониторинг позволяет обнаружить проблемы с производительностью еще до момента, когда компания начнет терять деньги.

Проприетарные и многие опенсорсные СУБД имеют вшитые возможности для мониторинга: они собирают статистику и делают замеры текущего состояния. Но стандартные инструменты не всегда предоставляют достаточно данных для обнаружения узких мест в системе. С их помощью можно найти источник проблем — например, какой кластер тормозит работу СУБД, но сложнее обнаружить причину — например, какие конкретные запросы приводят к задержкам.

С другой стороны, для оценки выдаваемых базой данных параметров нужны специалисты. И здесь возникает пресловутый человеческий фактор. Вручную сложно обеспечить качественный мониторинг 24/7 и анализ множества параметров. Поэтому компании начинают автоматизировать мониторинг БД и серверов с помощью специализированных ИТ-решений.

Что умеют системы мониторинга

Системы мониторинга регулярно фиксируют доступность, производительность, загруженность, безопасность и некоторые другие параметры работы баз данных. Каждый параметр крайне важен для эффективной работы БД. Например, информация о пропускной способности базы данных помогает понять, не чрезмерна ли ее нагрузка: каково количество активных подключений, запросов и успешных транзакций. Сведения о производительности дают представление о скорости обработки запросов. Чем она выше, тем быстрее сотрудник может выполнить поставленные задачи.

Главное преимущество комплексных систем мониторинга перед профильными службами — возможность тщательно контролировать работу баз данных круглые сутки. Благодаря оперативной работе таких систем специалисты по мониторингу могут быстрее устранять возникающие проблемы. При этом автоматизация позволяет предприятиям существенно сокращать расходы на персонал, избавляя от необходимости иметь большую профильную службу.

Системы мониторинга быстро обнаруживают источник и причину любых проблем, независимо от количества баз данных и объемов хранимой информации. Они обеспечивают упреждающий мониторинг производительности, находят аномалии раньше, чем они вызовут реальные проблемы. Кроме того, системы мониторинга могут обратить внимание пользователя на отклонения от заявленных показателей и дать рекомендации по их устранению. При этом они не только фиксируют проблему, но также указывают ее характер и степень влияния на работу БД.

Отчеты подобных систем хорошо структурированы, их изучение занимает несколько минут. В случае возникновения критичных инцидентов система мгновенно оповестит пользователей. Например, предупредит о необычной активности, которая может повлиять на производительность БД.

За автоматизацией будущее

Рынок систем мониторинга баз данных и серверов СУБД в России уже достаточно широк, но большая часть продуктов ориентирована на наиболее популярные СУБД — Oracle, Microsoft SQL Server, MySQL, PostgreSQL. В связи с курсом на импортозамещение и уход с российского рынка зарубежных производителей СУБД, возрастет спрос отечественные варианты и системы для их мониторинга. Пока готовых решений, ориентированных на российские СУБД, немного. Есть примеры, когда крупные компании разрабатывают их для собственных нужд самостоятельно. Но этот рынок видится перспективным для новых решений, и они начинают появляться.