Михаил
Кузнецов

коммерческий директор iFellow
© ComNews
18.04.2022

Свободное программное обеспечение (СПО) сегодня многие рассматривают как "универсальное лекарство" от санкционного давления. Насколько это соответствует действительности, про какие особенности и "подводные камни" стоит помнить, рассматривая СПО для использования российскими компаниями в современных условиях, рассказывает коммерческий директор iFellow Михаил Кузнецов.

Действительно ли СПО полностью свободное

За любой программой – даже распространяемой по модели СПО – стоит разработчик, компания или ассоциация, которые могут задавать правила и ограничения в использовании решения. Большинство этих структур расположены в США или Западной Европе, а поэтому подчиняются законам стран, которые сейчас активно вводят ограничительные меры.

Например, в США распложен фонд Apache Software Foundation (ASF) – это одна из крупнейших в мире некоммерческих компаний, поддерживающих ряд проектов по созданию СПО. При участии ASF создан ряд популярных программ для работы аппаратного обеспечения, средств связи, бизнес-инфраструктуры. ASF – это одновременно работающий конвейер и знак качества. Конечно, не любой проект, присоединившийся к ASF, гарантированно становится успешным, но вероятность этого достаточно высока. К примеру, такое программное обеспечение, как Airflow, CouchDB, Flink, Hadoop, Jmeter и Kafka используется де-факто при разработке и тестировании ПО любого уровня сложности.

Любое СПО выходит под какой-либо лицензией, определяющей права и ограничения при использовании данной программы. То есть полностью свободными такие программы считать не следует. Большинство продуктов фонда выходит под лицензией ASF 2.0, одной из самых распространенных. Принято считать, что она позволяет делать с исходными кодами проекта практически все, но это не совсем так. Условия документа могут быть изменены. Например, фонд может добавить в лицензию какие-либо ограничения на использование продуктов на территории России.

Какие могут быть последствия

ASF имеет право исключить российских разработчиков из любого проекта. Для каждого крупного проекта фонда стратегическим управлением занимается Комитет по управлению проектом (Project Management Committee, PMC). Можно исключить из РМС российских разработчиков, и тогда ничто не помешает выбрать "антироссийский вектор" развития проекта. Конечно, это плохо – будет потеряна значительная часть экспертизы, которую быстро не восстановить.

Например, может быть взят курс на интеграцию создаваемого продукта только с аппаратным обеспечением, поставки которого в РФ закрыты. Другой пример связан с ситуацией, когда мы не сможем реализовывать изменения в продуктах ASF, приоритетные для использования в РФ. Как вариант – пока гипотетический – предположим, что для корректной работы с российской электронной подписью (ЭЦП) в продукте ASF надо сделать несколько изменений в интерфейсе программирования приложений (API, Application Programming Interface). Но сообщество закрыло такую возможность, а значит, новые релизы продукта будут выходить без необходимых изменений, что делает проблематичным их использование в РФ.

Заметим, что первый "тревожный звонок" для СПО в РФ уже был:в марте 2022 года немецкий некоммерческий благотворительный фонд The Document Foundation (TDF) исключил из Консультационного совета компанию "Русбитех-Астра" (известного как разработчик ОС Astra Linux), объясняя это геополитической ситуацией. TDF финансирует развитие продукта LibreOffice, разрабатываемого мировым сообществом программистов. Представители "Русбитех-Астра" уверяют, что приостановка в членстве Консультационного совета TDF, занимающегося лишь финансовой поддержкой продукта, а не стратегией и разработкой, не страшна. Хотя этот пример и не относится к ASF, он является очень репрезентативным и показывает, насколько реалистичны описанные выше варианты давления.

Противостоять можно, но сложно и дорого

Как правило, стандартной площадкой для распространения исходного кода (текст на языке программирования, который пишет человек) является GitHub – крупнейший сайт для хостинга ИТ-проектов и совместной разработки. Большинство проектов ASF используют эту площадку в рамках развития, ведь это удобно, например, видна вся история изменений. Заблокировать россиянам доступ к GitHub – задача практически невыполнимая хотя бы потому, что существуют VPN и другие решения по работе с блокировками. Кроме того, исходные коды размещают не только на GitHub, но, к примеру, на страницах проектов.

Конечно, можно брать исходный код проектов ASF, находящийся в свободном доступе, внедрять в него необходимые изменения для работы в спецификах РФ и пользоваться результатом. Однако, результирующий продукт не будет протестирован по стандартам ASF, поэтому это или приведет к потере качества, или потребует затрат на проведения самостоятельного тестирования. Кроме того, при появлении новой версии продукта придется повторять эти действия – брать код и внедрять дополнительные изменения, после чего или тратиться на тестирование, или использовать на свой страх и риск.

Техподдержка СПО может тоже оказаться под вопросом

Продукты СПО, как и любой другой софт, нуждаются как в развитии, так и в техподдержке. Фактически есть два канала поддержки. Первый, со стороны сообщества разработчиков, доступен всегда. Но это не бизнес-подход, тут нет никакого соглашения об уровне предоставления услуги (SLA). Второй подход – уже с SLA – предлагают третьи фирмы, обычно обладающие глубокой экспертизой в проектах ASF. К такой форме техподдержки прибегают часто, так как она важная для программ уровня Enterprise. Но эти компании тоже чаще всего расположены в странах, входящих в существующие сейчас списки недружественных.

Компании, обеспечивающие коммерческую техподдержку СПО, могут отказать в услугах российским клиентам. Это негативно повлияет на надежность работы российских ИТ-систем, особенно уровня business/missioncritical.

Выход прост: нужно развивать свою экспертизу

Мир открытых программных продуктов во многом инертный и кардинально повернуть его за дни и месяцы невозможно. Кроме того, сообщество, создающее СПО, давно живет по своим законам и негативно относится к вмешательству государств и искусственным ограничениям. С другой стороны, нельзя и расслабляться. Большинство структур, отвечающих за создание и поддержку СПО, находятся в юрисдикции западных стран, а поэтому санкционно-неустойчивы.

Исключение российских айтишников из процесса развития продукта является злом для всех сторон. Несомненно, замедлится развитие самих продуктов ASF за счет потери экспертизы и рабочих рук. Кроме того, уровень профессионализма российских разработчиков уже давно признан во всем мире. Выход для нашего рынка только один – копить собственную отечественную экспертизупо ключевым продуктам, которая будет полезна в любом случае.