Артемий
Терехов

разработчик ПО в сфере корпоративных систем управления мобильными устройствами организаций в X5 Group
© ComNews
30.01.2023

Уровень автоматизации в современных ритейлинговых сетях предусматривает использование разнообразного цифрового оборудования и ПО к нему. Поэтому уход западных вендоров сделал задачи по импортозамещению в этой отрасли бизнеса особенно актуальными. О проблемах и вариантах их разрешения, касающихся импортозамещения, и отечественных разработках ИТ-решений для ритейла рассказал ComNews Артемий Терехов, разработчик ПО в сфере корпоративных систем управления мобильными устройствами организаций в X5 Group.

- Какой процент зарубежного ПО используется сейчас в ритейле, какие именно позиции нуждаются в импортозамещении в первую очередь?

- В последние годы российский ритейл являлся одним из лидеров в области цифровой трансформации своих бизнесов в стране. Ритейлеры внедряли большое число ИТ-решений западных компаний, поскольку на нашем рынке не было такого количества функциональных продуктов, а рынок программных решений в значительной степени был поделен иностранными компаниями.

Не все продукты полностью отвечали требованиям российского законодательства, поэтому быстрыми темпами разрабатывались и собственные решения, но, в большинстве случаев, это были частные разработки конкретных компаний под собственные бизнес требования.

В итоге, когда из России стали уходить крупные игроки, многие компании оказались в очень сложной ситуации — ИТ-решения просто перестали работать, особенно облачные сервисы. Крупным игрокам рынка в этом плане повезло больше, поскольку лицензии, как правило, покупаются для On-Premise решений и разворачиваются на инфраструктуре внутри компании. Однако остается риск, что и такие решения перестанут работать.

Несмотря на то, что российские ритейлеры и e-commerce компании начали оперативно искать и внедрять альтернативные ИТ-решения, уровень зарубежных программ и сервисов на данный момент все еще крайне высок.

Например, отсутствуют аналоги для следующих систем:

  • Бизнес аналитика (BI). Зарубежные вендоры: SAP Business Objects, Tableau, Power BI, Qlick.
  • Системы управления транспортом, складами, цепочками поставок (TMS, WMS, SCM). Зарубежные вендоры: SAP, Manhattan, Oracle Transportation Management, Exceed, Logistics Vision Suite.
  • Управление магазинами и кассовым ПО (OMS). Зарубежные вендоры: SAP, NTS Retail, GK Software
  • Управление мобильностью предприятия (EMM). Зарубежные вендоры: Microsoft Intune, VMWare AirWatch.
  • Автоматизация процессов прогнозирования (F&R). Зарубежные вендоры: SAP F&R.

Для каких-то решений имеются отечественные аналоги, хоть и не такие удобные и функциональные. Однако ключевая проблема в том, что за годы работы накоплен огромный массив информации в зарубежных системах, и они очень сильно интегрированы в бизнес-процессы компаний, что усложняет переход даже на имеющиеся на рынке ИТ-системы.

- Выпадение каких иностранных решений было наиболее критичным? Какие проблемы повлияли на работу с покупателем и удобство конечных пользователей?

- Здесь мы можем выделить два ключевых момента. Первый — это решения, обеспечивающие внутренние бизнес-процессы компании. Второй — это решения, обеспечивающие взаимодействие компании непосредственно с покупателями. Однако оба в конечном итоге влияют на бизнес и критичны для удобства пользователей.

Что касается ИТ-продуктов для обеспечения внутренних процессов, то для крупнейших ритейлеров в стране, таких, например, как X5 Group, самыми критичными являются продукты SAP и другие системы, которые с ними интегрируются. Как я упоминал ранее, лицензия на On-Premise решение позволяет продолжать использовать систему, однако ни на какую вендорскую поддержку уже рассчитывать не стоит.

Например, в конце прошлого года завершилась интеграция Extended ECM by OpenText для электронного документооборота, и ее пришлось делать собственными силами за счет имеющихся компетенций сотрудников компании.

В определенный момент у подавляющего большинства российских ритейлеров перестали работать программы лояльности. Это связано с тем, что для процессинга таких систем использовалось программное обеспечение зарубежных компаний. В совокупности с предыдущим кризисом из-за пандемии, когда многие компании сократили программы лояльности, это нанесло еще больший урон бизнесам. Покупатели не смогли потратить накопленные бонусы или получать кешбек за свои покупки.

Компании X5 Group удалось оперативно внедрить альтернативное решение для процессинга лояльности, и на фоне сокращения другими компаниями таких программ, она продолжает поддерживать клиентов в кризисных условиях.

Например, новое отечественное решение теперь имеет кросс-функциональную поддержку различных торговых сетей компании, и клиенты могут получать и тратить бонусы за покупки в любой из них — баллы, накопленные в "Перекрестке" потратить, например, в "Пятерочке". Ранее такая возможность отсутствовала.

Обновление коснулось не только ПО, обслуживающего внутренние процессы компании, но мобильных приложений.

- Приведите, пожалуйста, примеры самых актуальных российских мобильных разработок для ритейла.

- Многие ритейлеры сейчас имеют собственные мобильные приложения.

В качестве примера могу привести несколько свежих решений в X5 Group:

  • Обновленные приложения для "Пятерочки" и "Перекрестка" с переработанной системой лояльности для клиентов.
  • Приложения для заказа и доставки продуктов питания из магазинов.
  • Приложение для управления корпоративной недвижимостью, которое позволяет управлять процессом строительства распределительных центров и других крупных объектов компании.
  • Приложение для таких устройств, как прайсчекеры, которые позволяют клиентам в торговом зале магазина узнавать актуальную цену и акции на товары.
  • Магазин приложений для собственной EMM системы (система для удаленного управления мобильными устройствами организации).

Это лишь незначительная часть примеров различных мобильных разработок в ритейле. Данное направление активно развивается, поскольку мобильность прочно вошла в нашу современную жизнь и позволяет компаниям быть более клиентоориентированными.

- Насколько, по вашим оценкам, ритейл сегодня адаптировался к произошедшим изменениям в сфере ИТ? В каких направлениях вы видите нерешенные вопросы?

- Российский ритейл один из лидеров в стране по новым разработкам и внедрению различных ИТ-решений, однако, если мы говорим об импортозамещении, то до полного перехода на отечественные решения еще очень далеко.

Для создания сложного и технологичного программного обеспечения требуется большое количество высококлассных специалистов, денежного финансирования и времени.

Для ритейла ключевым нерешенным вопросом, как ранее упоминалось, является программное обеспечение для бизнес-анализа, управления логистикой, управления инфраструктурой магазинов и мобильными устройствами.

- Расскажите подробнее про управление мобильными устройствами магазинов — EMM решения (Enterprise Mobility Management). Как они функционируют и нуждаются ли в импортозамещении?

- Системы управления мобильными устройствами магазинов, кассовым оборудованием и ПО для них являются одними из самых важных для обеспечения непрерывной работы магазинов в ритейле. Поэтому в X5 Group ведется собственная разработка системы СУИМ (Система управления инфраструктурой магазина) и системы EMM (Enterprise Mobility Management).

СУИМ отвечает за мониторинг, обслуживание, обновление программного обеспечения для кассового оборудования и других вспомогательных устройств.

EMM отвечает за мониторинг, обновление систем, управление доступами и программным обеспечением, обеспечение безопасного доступа к ресурсам компании с мобильных устройств компании.

В моей зоне ответственности находится разработка архитектурных решений для EMM системы, отвечающих бизнес-процессам компании при взаимодействии с другими сервисами и построении единой инфраструктуры предприятия. Взаимодействие с другими подразделениями компании для сбора функциональных и нефункциональных бизнес требований, проектирование хранилищ данных, принятие решений по техническим характеристикам закупаемого оборудования, согласование требований к сетевой инфраструктуре для обеспечения безопасной передачи данных. А также планирование "дорожной карты" развития продукта в течение 3 лет, реализация принятых архитектурных решений и внедрение готового продукта.

Для продуктового ритейла EMM системы позволяют значительно снизить затраты на открытие новых торговых точек, обеспечить безопасность доступа к ресурсам компании, сократить расходы на обслуживание, увеличить скорость реагирования на различные инциденты, прогнозировать выход оборудования из строя. Все это непосредственно сказывается на лояльности клиентов, удовлетворенности от работы сотрудников и, как итог, на увеличении прибыли компании.

Отличительной особенностью нашей EMM системы является разработка с полного нуля всех необходимых сервисов и компонентов, не зависящих от зарубежных решений. Не считая, конечно, сервисов Google в самой операционной системе Android. А также наличие собственного приложения Device Policy Controller, которое и отвечает за полное управление устройством, а также содержит в себе собственный магазин необходимых приложений.

Разработкой данного класса систем интересуются многие компании. Например, ко мне, как специалисту в данной области, имеющему официальную сертификацию от Google в Android Enterprise, за консультацией обращались такие известные компании как "Лаборатория Касперского" и Positive Technologies.

Очень жаль, что на рынке в стране крайне мало специалистов в этой области, поэтому я готовлю ряд обучающих материалов, чтобы заинтересовать как можно большее число разработчиков этой сферой.

- Расскажите подробнее про приложение Device Policy Controller и собственные магазины приложений для ритейла. Что нужно для их разработки, каковы прогнозы по их массовому внедрению?

- Приложение Device Policy Controller является ключевым компонентом в Android Enterprise для обеспечения работы EMM систем. Данное приложение при регистрации устройства в системе получает системные права администратора, при этом не применяется процесс получения root прав.

Приложение позволяет устройству работать в нескольких режимах:

  • Device Owner Mode — устройство полностью принадлежит компании и администратор системы может управлять любыми функциями системы.
  • Dedicated Mode — устройства также принадлежит компании, но ограничивается работой с одним приложением, либо ограниченным набором приложений.
  • BYOD (Bring Your Own Device) — устройство принадлежит пользователю, но при этом выделяется отдельная область для рабочего профиля, которым может управлять администратор системы.

Помимо применения политик управления устройством и удаленного доступа, одной из ключевых функций приложения Device Policy Controller является управление приложениями на устройстве. Для обеспечения всех потребностей бизнеса, приложения необходимо устанавливать как при регистрации устройств, так и в процессе эксплуатации, а также позволять пользователям самостоятельно устанавливать разрешенные администратором системы приложения. Для этого необходимо иметь магазин приложений.

Google Play Market имеет необходимый набор привилегий в системе для обеспечения нужного функционала, однако он является сторонней разработкой и велики риски блокировок со стороны контролирующих органов, что, кстати, отчасти уже произошло.

В связи с этим было принято решение разработать собственный магазин приложений и встроить его в приложение Device Policy Controller, который обладает всеми необходимыми системными правами. Таким образом решается главная проблема управления приложениями без вмешательства пользователя, что недоступно для любых других сторонних магазинов приложений.

Собственная разработка EMM системы в X5 Group уже внедрена и используется. Однако развитие этого направления продолжается, поскольку требуется покрыть большой функционал, необходимый бизнесу.