"ЛокоТех-Сервис" цифровизирует измерение бандажей колесных пар
"ЛокоТех-Сервис" внедряет цифровые лазерные профилометры, которые позволяют проводить замеры профиля бандажей с высокой точностью и скоростью. Результаты замеров автоматически поступают в информационную систему управления производством "Сетевой график" (АСУ СГ). Это дает возможность планировать объемы ремонта с учётом потребности в обточке колёсных пар.
Профилометры уже поставлены на пять филиалов компании "ЛокоТех-Сервис", в 14 сервисных локомотивных депо и сервисных отделений, среди которых "Тында", "Амурское", "Канск-Иланский", "Волхов", "Петров Вал", "Лиски" и другие. Планируется, что в ближайшем будущем технология будет применяться на всех производственных участках компании.
Преимущество цифровых лазерных профилометров перед механическими средствами измерения геометрических параметров бандажей колесных пар заключается в скорости – как результат, сокращается время простоя локомотивов в ожидании обточки колесных пар или их замены. Кроме того, продляется срок службы самого бандажа. Это достигается за счет минимизации потери металла при восстановлении профиля бандажа при обточке. Интеллектуальные цифровые алгоритмы дают токарю рекомендации, какой геометрический минимум необходимо снять с вершины гребня и поверхности катания бандажа, чтобы получить эталонный профиль.
За первое полугодие 2025 г. на наиболее активно применяющих лазерные профилометры предприятиях значительно увеличен ресурс бандажей колесных пар. В депо "Тюмень" увеличение ресурса составляет 18,1%, в депо "Тимашевская" - 15,5% в депо "Петров Вал" - 18,2% в сравнении с аналогичным периодом 2024 г.
"Дополнительные преимущества цифровых средств измерения в том, что они позволяют исключить человеческий фактор при передаче данных в информационную систему, дают возможность контролировать даты и время проведения периодических замеров, повышают их точность, сокращают время на проведение замера и оформление учетной документации. Автоматическая передача данных в систему АСУ СГ обеспечит соблюдение генерального вектора развития компании, направленного на оцифровывание процессов ремонта тягового подвижного состава", - рассказал директор департамента цифровизации и проектного управления ГК "ЛокоТех" Юрий Завидов.
Внедряя цифровые технологии в различные области производства, "ЛокоТех" развивается в одном направлении с ключевым заказчиком. В соответствии с требованиями "Инструкции по осмотру, освидетельствованию, ремонту и формированию колесных пар локомотивов и моторвагонного подвижного состава железных дорог ОАО "РЖД", утвержденной в апреле текущего года, с 1 июля 2026 г. измерения геометрических параметров бандажей колесных пар в холдинге должны производить электронными средствами, исключающими влияние человеческого фактора.
Представители региональных дирекций тяги, осуществляющие контроль за качеством ремонта локомотивов, будут измерять параметры бандажей колесных пар лазерными профилометрами, поскольку их показания более точные по сравнению с механическими средствами. В связи с этим ГК "ЛокоТех" ускорит приобретение и тиражирование лазерных профилометров на все подразделения.
ГК "ЛокоТех" управляет активами, обеспечивающими обслуживание, ремонт и модернизацию тягового подвижного состава, производство узлов и деталей для его ремонта. Производственную базу ООО "ЛокоТех-Сервис" (входит в ГК "ЛокоТех") составляют 88 сервисных локомотивных депо, расположенных по всей территории России – от Владивостока до Калининграда. На предприятиях компании работают порядка 37 тысяч человек, их силами обслуживаются большая часть парка локомотивов ОАО "РЖД".
