Екатерина Солягина: "С появлением Big Data маркетологи получили инструменты, которые позволяют близко узнать свою целевую аудиторию, ее интересы и «боль"
Екатерина Солягина,
операционный директор ePN Cashback
© ComNews
03.12.2018

Представьте, что как только вы выходите в сеть, каждое ваше движение отслеживается. Движение мышки, переходы по ссылкам, запросы в поисковиках, история покупок. Представьте, сколько людей ежеминутно делают в сети то же, что и вы — ищут, читают, выбирают, покупают. Представьте, что все действия фиксируются на специальных носителях. Представьте, о каких объемах информации идет речь.

Очевидно, что обработать все эти данные не под силу смертному человеку. Однако человеку под силу создать методику для работы с большими объемами информации, ее обработки и систематизации. Такие методики и алгоритмы и получили название Big Data или большие данные.

Если данные собирают - значит - это кому-нибудь нужно

Сбор и анализ данных открывает закономерности, скрытые от невооруженного человеческого глаза. Это, в свою очередь, оптимизирует все сферы человеческой жизни — государственное управление, производство, телекоммуникации.

Применение Big Data расширяется с каждым днем: большие данные помогают в борьбе терроризмом, в предотвращении мошенничества, в увеличении объемов продаж, и... даже в борьбе за пост президента США.

Специалисты утверждают, что Big Data помогли Бараку Обаме победить в выборах 2012 года. В предвыборной кампании Обама ориентировался на предсказательные модели для таргетирования своих активностей (например, рекламы на телевидении) на те категории избирателей, которые с большой вероятностью легко поддаются влиянию извне.

Специалисты по обработке данных предвыборного штаба Дональда Трампа также начали праздновать победу своего кандидата еще до того, как итоги выборов были объявлены официально. Они, как никто знают, что цифры не врут.

Источники данных

Что именно собирают и обрабатывают большие данные?

Вот несколько источников данных, для анализа которых необходимы методы Big Data:

- поведение пользователей в интернете

- GPS-сигналы о местонахождении пользователей мобильных сетей

- транзакции пользователей банка

- данные о всех покупках в крупных розничных магазинах

- информация о переходах между страницами в кэшбэк-сервисах

Количество сфер применения больших данных стремительно растет. В большинстве случаев Big Data обрабатывают обезличенные данные в целях сбора статистики.

Как большие данные заставляют вас покупать больше

С появлением Big Data маркетологи получили инструменты, которые позволяют близко узнать свою целевую аудиторию, ее интересы и "боль". Благодаря этому общение между компанией и пользователем становится персонализированным, а реклама направляется на тех пользователей, кому предложение компании точно будет интересно.

DMP (data management platform) — это программное обеспечение, которое хранит, систематизирует и анализирует информацию для определения целевой аудитории. Благодаря DMP, крупные рекламные сети владеют данными по большинству посетителей: они знают, сколько им лет, что они ищут, чем интересуются, какую марку часов носят. Например, Facebook позволяет фильтровать рекламную аудиторию настолько точно, что можно указать количество детей в семье.

Ретаргетинг — это рекламный инструмент, в основе которого лежит анализ поведения пользователей. Благодаря ретаргетингу реклама в интернете показывается тем людям, которые уже интересовались продуктом или заходили ранее на страницу рекламируемого товара. Такое взаимодействие позволяет поддерживать маркетинговый контакт и увеличивает шансы на совершение целевого действия (например, покупки).  

Look alike — это еще один механизм таргетинга, который используется для увеличения охвата рекламной кампании. Look alike показывает рекламу тем пользователям, чьи поведенческие характеристики схожи с текущей целевой аудиторией. Такие пользователи с большой вероятностью будут заинтересованы в рекламируемом продукте. 

А это законно?

Мобильные операторы, банки, социальные сети, интернет-магазины — человек становится объектом исследования, в котором фиксируется каждый шаг. Когда мы согласились на это? Тогда, когда с радостью приняли такие удобные плоды цивилизации как интернет и мобильная связь в свою жизнь. И теперь сюжет культовой "Матрицы" вовсе не кажется фантастическим.

Хорошая новость в том, что хранение и обработка персональных данных регулируются на законодательном уровне. Вы вправе согласиться или не согласиться на это. Вспомните, как часто вы подписывали подобные согласия в детском саду, поликлинике, оформляя покупку на сайте.

Возможно ли избежать распространения персональных данных на 100%? Скорее да, если перестать пользоваться интернетом, мобильной связью, банковскими услугами и прочими сервисами, которые приносят столько комфорта, экономят время и стирают расстояния.

С другой стороны, подобная щепетильность в отношении личных данных кажется странной в мире, где принято во всех подробностях показывать, как ты спишь, что ты ешь, где работаешь и с кем отдыхаешь.

В любом случае, решение о том, как распоряжаться вашей личной информацией, остается только за вами. Спрятать ее подальше или разрешить использовать во благо цивилизации и своего комфорта, выбирать вам. Но всегда будьте разборчивы в том, кому вы разрешаете хранить и анализировать ваши данные.