© ComNews
05.06.2023

В Санкт-Петербурге прошло заседание научно-технического совета (НТС) Международной ассоциации предприятий городского электрического транспорта – крупного отраслевого органа, объединяющего более ста организаций со всей России, а также ряда ведущих европейских государств в этой области.

Одной из ключевых тем НТС стало решение о создании на базе петербургского "Горэлектротранса" полигона для испытания перспективных технических решений обеспечения безопасного автономного движения общественного электротранспорта и обучения водителей умного транспорта.

"Крайне важно создать условия для масштабного внедрения созданных технологических решений в России и за рубежом. С этой целью Минпромторг России, совместно с отраслевым институтом НАМИ, предприятиями-производителями и ассоциацией городского электрического транспорта создают полигон новейших технологий автономности для электротранспорта. Задачей полигона будет апробирование, стандартизация и сертификация разработок на базе искусственного интеллекта, а также подготовка специалистов и всех заинтересованных лиц на специальных тренажерах", - рассказал Василий Шпак, заместитель министра промышленности и торговли России.

Заместитель руководителя фракции "Единая Россия" в Государственной Думе Сергей Морозов уделяет большое внимание вопросам цифровизации городского транспорта и ведет в этом направлении серьёзную работу в рамках проекта партии "Выбирай своё", координатором которого он является.

"Инициативы "Горэлектротранса Санкт-Петербурга" и компании Cognitive Pilot по массовому внедрению технологий искусственного интеллекта на основе отечественных разработок в систему городского электротранспорта, а также создание важнейших инфраструктурных элементов сферы беспилотного транспорта, таких как полигон для тестирования умного гортранспорта необходимо поддерживать. За беспилотными технологиями и инновационным творчеством - будущее. Даже уже настоящее. Использование отечественных технологий и искусственного интеллекта позволит нам достичь технологического суверенитета. Положительный опыт этого проекта необходимо масштабировать на другие субъекты российской федерации", - сообщил Сергей Морозов.

В функционал полигона на территории одной из площадок петербургского "Горэлектротранса" будут включены: проверка всех "умных" трамваев с системами активной помощи в процессе приемки подвижного состава всех текущих поставок; обучение водителей и обкатка ими нового подвижного состава для дальнейшей работы на линии с пассажирами; испытания и апробация перспективной техники и технических решений, ещё только разрабатываемых производителями.

Таким образом, петербургский "Горэлектротранс" предоставит возможность производителям испытывать новинки техники и оборудования подвижного состава в условиях реальной среды.

"Искусственный интеллект, роботы стоят у нас на пороге и громко стучатся к нам в дверь. Я думаю, что лучше мы научим их работать, чем они попробуют это сделать сами. Мы в течение последнего года успешно реализуем совместно с Cognitive Pilot проект по использованию умной системы помощи водителю на серийных трамваях нашего города. Очевидно, что продолжением этой работы будет создание полигона для испытания перспективных технических решений горэлектротранспорта. Вполне возможно, что процесс создания этих систем должен быть сертифицирован со стороны государства, так как они вмешиваются в безопасность движения", - отметил Денис Минкин, директор СПб ГУП "Горэлектротранс".

В частности, полигон создается для тестирования систем, которые потенциально могут быть внедрены на трамваи в целях сбора и автоматического анализа данных об окружающей обстановке в разрезе нужд различных городских ведомств. К примеру, обнаружив снежный завал или неправильно припаркованный автомобиль, система отправит сигнал в соответствующую городскую структуру.

"СПб ГУП "Горэлектротранс" было выбрано в качестве площадки для создания полигона, как наиболее соответствующее высоким требованиям, предъявляемым к международным объектам такого уровня по объему площадей для проведения работ, наличию необходимых инфраструктурных объектов, рельсовых путей, необходимого оборудования для проведения испытаний, удобной логистической доступности как для проведения работ, так и для демонстрации полученных результатов субъектам РФ, заинтересованным представителям зарубежных стран и компаний, а также для проведения симпозиумов и совещаний", - прокомментировала Ольга Ускова, генеральный директор Cognitive Pilot.

На текущем этапе развития проекта его участниками уже подготовлена концепция создания полигона, которая включает основные положения и технические требования к созданию подобных объектов, его инфраструктуры, основных блоков и элементов, а также этапы и сроки его реализации.

Единственный на сегодня, аналогичный по статусу и возможностям полигон для испытаний беспилотного транспорта существует в Детройте (США, шт. Мичиган). Проект активно развивается. На этой площадке тестируются прототипы со старшими уровнями автономности, создается "инфраструктурный коридор" между Детройтом и Анн-Арбором (~70 км) с выделенными полосами для беспилотных автомобилей, разрабатывается трасса с дополнительным вниманием к разметке полос и с картами высокой четкости и "повсеместной" связью (5G).