Сбер и группа ЦРТ реализуют проект по внедрению генеративного ИИ в Центре Алмазова
Группа компаний ЦРТ в партнерстве с Центром индустрии здоровья Сбера реализуют проект по внедрению нейросетевой модели Сбера GigaChat в Центре Алмазова. Цель проекта — снизить рутинную нагрузку медицинских специалистов первичного звена, автоматизировать заполнение медицинских протоколов с помощью передовых технологий, усовершенствовать сервис для пациентов.
"Ранее мы создали первое в стране решение для голосового заполнения медпротоколов, которое используют рентгенологи, патоморфологи и другие специалисты уже более чем в 70 регионах страны, чья работа не предполагает присутствие пациента на приеме. Сегодня мы объявляем о разработке комплексного AI-решения для врачей первичного звена, которое включает в себя спектр передовых технологий — распознавание речи, диаризацию (разделение спикеров), определение их ролей, а также поддерживает интеграцию с нейросетевой моделью GigaChat. Новое решение уже проходит тестирование в Центре Алмазова, врачи-кардиологи отметили его высокую эффективность. Мы оперативно аккумулируем обратную связь экспертов Центра Алмазова и продолжаем совместное развитие GenAI-решения", - сообщил Дмитрий Дырмовский, генеральный директор группы компаний ЦРТ.
"Сегодня мы стоим на важном этапе цифровизации здравоохранения, где внедрение генеративного искусственного интеллекта, такого как модель GigaChat, не просто облегчает рутинные задачи врачей, но и глубоко затрагивает суть профессиональной деятельности медицинского работника. Ключевой задачей на данном этапе развития является разработка специализированных больших языковых моделей, мультиагентных систем совместно с индустриальными, технологическими и академическими партнерами Центра, внедрение разрабатываемых решений в регионах Российской Федерации. Важно помнить, что технологии должны служить врачам и пациентам, а не подменять клиническое мышление и человеческую ответственность. Наш проект с группой ЦРТ и Центром индустрии здоровья Сбера демонстрирует, как продуманное внедрение новых технологий позволяет сохранить и даже усилить врачебные компетенции, освобождая время врача для личного взаимодействия с пациентом и глубокого анализа клинической ситуации. Важно, чтобы за технологическим прогрессом стояли чёткие цели и этическая ответственность, именно это мы стремимся реализовать в Центре Алмазова", - прокомментировал Евгений Шляхто, генеральный директор Центра Алмазова, академик РАН.
С внедрением GenAI-решения пациент приходит на прием, врачу достаточно нажать одну кнопку, запускается запись диалога, речь преобразуется в текст, при этом выделяются все роли — отдельно указываются реплики врача, отдельно — пациента. Из всего массива естественного диалога выделяется только необходимая, целевая информация, автоматически формируется стенограмма и заполняется протокол приема в соответствии со стандартами СЭМД — структурированных электронных медицинских документов. Таким образом, врач может уделять больше времени пациенту, а не работе за компьютером.
В решении используется комбинация современных технологий. В частности, технология диаризации (разделения спикеров) поддерживает работу не только в диалоге врач-пациент, но и в полилогах, к примеру, когда в кабинете находятся не только врач и пациент, но и сопровождающий пациента, который также участвует в разговоре, или возможные внешние посетители (младший медицинский персонал, другие пациенты, которые могут зайти во время приема за уточнением какой-либо информации). В массиве множества голосов важно качественно выделять не только приоритетную речь, но и роли — врача и пациента, решение отлично с этим справляется. Развитие GenAI-решения продолжается.
