Vision: ИТС в России / сентябрь 2020
Особенности национальных ИТС

Фото: J’son and Partners Consulting
Фото: J’son and Partners Consulting
Виталий
Солонин

руководитель департамента беспроводных технологий J’son and Partners Consulting
Внедрение ИТС – это сложная задача, которая требует не только хорошей технологической экспертизы, но и серьезного административного ресурса
21.09.2020

Руководитель департамента беспроводных технологий Json and Partners Consulting Виталий Солонин рассказал обозревателю аналитического онлайн-проекта Vision Якову Шпунту о результатах исследований глобального и российского рынков интеллектуальных транспортных систем (ИТС), которые агентство ведет в течение нескольких лет.

Сколько лет J’son and Partners проводит исследование рынков ИТС?

- Исследования "умных" дорог, ИТС и автоматизированных систем управления дорожным движением (АСУ ДД) мы ведем с 2016 года, тогда агентство J’son and Partners Consulting начало серию исследований по направлению межмашинных коммуникаций (M2M) и Интернета вещей (IoT) в различных отраслях, включая транспортную. Эти исследования изначально охватывают и Россию.

Когда началось внедрение ИТС в нашей стране? В чем заключается отечественная специфика?

- Первые попытки внедрений ИТС в России были предприняты в начале 2000-х годов. В 2003 году была создана ассоциация "Интеллектуальные транспортные системы - Россия" ("ИТС - Россия"), учредителями которой выступили Ассоциация международных автомобильных перевозчиков (АСМАП), ОАО "Транспортные коридоры", Агентство по делам федеральных государственных имущественных комплексов и другие организации и ведомства. Кроме привычных целей, которые ставят перед собой подобные организации в зарубежных странах (повышение безопасности дорожного движения и эффективности использования транспорта и транспортной инфраструктуры, улучшение качества перевозок и снижение нагрузки на окружающую среду), ассоциация "ИТС - Россия" ставила перед собой задачи обеспечения защиты грузовых и пассажирских перевозок от внешних факторов (включая противостояние террористическим угрозам) и противодействия угонам транспортных средств.

В 2014 году при Министерстве транспорта РФ создан Экспертный совет по ИТС (распоряжение Минтранса России от 30 октября 2014 года № МС-172-р "Об образовании Экспертного совета по интеллектуальным транспортным системам при Министерстве транспорта РФ").

На период с 2017 до 2021 года в рамах Национальной технологической инициативы (НТИ) "Автонет" запланировано создание экосистемы, разработка и гармонизация нормативно-правовой и нормативно-технической базы, а также начало реализации инфраструктурных и пилотных проектов по внедрению телематических транспортных и информационных систем, развитию интеллектуальной городской мобильности и оказанию транспортно-логистических услуг.

Развивается и рынок подключенных автомобилей, хотя, по нашим наблюдениям, с заметным, на два-три года, опозданием по сравнению с развитыми странами. Рост рынка M2M/IoT на российском транспорте сдерживают сложная экономическая и политическая ситуация, существенное снижение спроса на новые автомобили, рост доли подержанных автомобилей в продажах и несовершенная нормативно-правовая база.

Тем не менее, мы видим и существенные факторы роста, в частности, расширяется покрытия автодорог мобильной связью и реализуются проекты по тестированию беспилотных автомобилей. Не менее значим рост популярности геоинформационных сервисов, при этом высокая востребованность навигационных сервисов в перспективе формирует спрос на встроенные информационно-развлекательные системы. Также на развитие концепций Connected Car и ИТС существенное влияние оказывают государственные инициативы, в том числе, в сфере развития транспортной инфраструктуры, строительства платных трасс, внедрения систем по сбору платы с владельцев грузовых автомобилей. Помимо этого, необходимость повышения эффективности грузоперевозок стимулирует бизнес оснащать транспорт целым комплексом бортовых систем. В итоге мы ожидаем, что к 2022 году парк подключенных автомобилей в России достигнет 16,5 млн. Из них 10 млн транспортных средств будет оснащено средствами систем "ЭРА ГЛОНАСС" и "ПЛАТОН", 3 млн – коммерческими системами управления и мониторинга автопарка (Fleet Management), остальные –встроенными средствами информационно-развлекательных услуг и другими системами (GSM-сигнализации, телематические устройства "умного" страхования и пр.).

Какие проблемы и сложности удалось разрешить благодаря появлению ИТС?

- В немалой степени благодаря развитию ИТС удалось наладить более эффективное управление транспортными потоками и несколько повысить дисциплину водителей по соблюдению правил дорожного движения. Например, по некоторым оценкам, в среднем при установке средств видеофиксации нарушений количество ДТП сокращается на 13-19%.

Однако кардинального перелома не произошло. На российских дорогах по-прежнему гибнет огромное количество людей, пробки в крупных городах также не стали заметно меньше. Большей эффективности можно достичь за счет проведения жестких и непопулярных мер. Например, каждый автомобиль можно в обязательном порядке оснащать телематическим устройством, которое будет автоматически и в реальном времени отправлять данные (скорость и другие характеристики) прямо на сервера ГИБДД. Но для этого необходимы законодательные нововведения, оснащение всех автомобилей самописцами, интегрированными в бортовую систему (аналог "черных ящиков" в авиации) и политическая воля.

В более отдаленной перспективе безопасность на дорогах может быть значительно повышена при внедрении беспилотных автомобилей. Сейчас из-за человеческого фактора происходит около 90% ДТП.

Каков объем рынка ИТС в мире и в России? Какие игроки наиболее заметны?

- Мировой рынок программного обеспечения и оборудования для управления дорожным движением в 2019 году превысил $30 млрд. Российский рынок ИТС оценивается в 5-10 млрд руб., его делят десятки нишевых игроков, каждый из которых работает по двум-трем узким направлениям. Одним из наиболее заметных игроков является "Ростелеком", который захватил около 20-25% отечественного рынка. В целом специфика внедрения ИТС в России связана с большой долей бюджетного финансирования, плотным присутствием государственных и окологосударственных структур, а также компаний, приближенных к власти. Рыночные компании малозаметны.

Среди наиболее масштабных проектов – контракт на обслуживание ИТС Москвы до 2023 года холдингом "Швабе" (входит в структуру госкорпорации "Ростехнологии"). Эта инфраструктура включает около 3,7 тыс. датчиков мониторинга транспортных потоков, 2,9 светофорных объектов, 175 дорожных табло, 2,7 тыс. камер телеобзора и 48 метеостанций.

Есть ли на этом рынке типизированные решения или внедрение ИТС всегда является сложным интеграционным проектом?

- Внедрение ИТС – это сложная задача, которая требует не только хорошей технологической экспертизы, но и серьезного административного ресурса, умения и возможностей для того, чтобы зайти в тот или иной регион. Типизированные решения для ИТС конечно есть, и их внедрение, как правило, не представляет особой сложности для специализированного системного интегратора.

С другой стороны, на рынке появляются новые технологии и решения, которые требуют экспертизы более высокого уровня. В частности, в мире в транспортной отрасли уже нашла применение (пока в тестовом режиме) технология 5G. Например, для организации мониторинга состояния дорожного полотна используется специальный автомобиль с камерами высокого разрешения, подключенными к сетям 5G. Автомобиль движется со скоростью около 60 км/ч и передает данные в облако. Искусственный интеллект анализирует информацию о состоянии дорог и в случае обнаружения дефекта автоматически передает данные специализированным дорожным службам. Это позволяет максимально автоматизировать процесс мониторинга и за счет этого кардинально повысить производительность труда. Таким образом, одну и ту же задачу можно решить за один час интеллектуального анализа с использованием 5G или же за шесть трудодней. Попутно решается проблема с безопасностью (работникам не нужно выходить на дорогу), а пробки сокращаются на 15%. При этом использование 4G для такой модели неэффективно из-за низкого качества "картинки" и негарантированного качества сервисов (QoS).