Министерство транспорта и дорожного хозяйства Новосибирской области
Министерство транспорта и дорожного хозяйства Новосибирской области
Сергей
Ставицкий

заместитель министра транспорта и дорожного хозяйства Новосибирской области
В настоящее время типовых и законченных решений ИТС нет, ни в мире, ни в России. Имеются отраслевые решения подсистем ИТС, выполняющие определенные функции
21.09.2020

Новосибирская область является примером того, что и в условиях ограниченного бюджета можно успешно внедрять современные технологии, решая насущные проблемы. С осени 2019 года в Новосибирске началось внедрение интеллектуальной транспортной системы (ИТС). Заместитель министра транспорта и дорожного хозяйства Новосибирской области Сергей Ставицкий рассказал обозревателю аналитического онлайн-проекта Vision Якову Шпунту, об особенностях реализации проектов по развертыванию ИТС в регионе.

Какая функциональность должна быть у современной ИТС?

- ИТС — это, прежде всего единый центр управления всей транспортной системой региона или города. Основные функции ИТС описаны в рамках ГОСТа РФ и аккумулированы по своему основному составу в рамках распоряжения Министерства транспорта от 25 марта 2020 г. № AK-60-p "Об утверждении Методики оценки и ранжирования проектов в целях реализации мероприятий "Внедрение интеллектуальных транспортных систем, предусматривающих автоматизацию процессов управления дорожным движением в городских агломерациях, включающих города с населением свыше 300 тысяч человек" в рамках федерального проекта "Общесистемные меры развития дорожного хозяйства" государственной программы РФ "Развитие транспортной системы на 2020-2022 годы". В данном распоряжении доступным даже для неспециалиста языком представлен основной функционал ИТС субъекта РФ.

В целом входящие в состав ИТС телематические системы управления должны увеличить автоматизацию и предсказуемость пассажирских перевозок, интермодальные сервисы управления должны улучшить связи между видами транспорта и расширять возможности выбора вариантов поездки, расширение доступа к актуальной и достоверной транспортной информации позволит информированным водителям и пассажирам выбирать лучшие условия поездки и движения по автодорогам.

Каковы основные препятствия и сложности в ходе внедрения ИТС?

- Основными препятствиями при создании ИТС в Новосибирской области являются ограничения действующего законодательства, прежде всего, установленный федеральным законом от 29 декабря 2017 г. №443-Ф3 "Об организации дорожного движения в РФ и о внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ". При этом для Москвы и Санкт-Петербурга в этом законе сделано исключение: в этих городах полномочий местных законодательных органов вполне достаточно для того, чтобы устанавливать свои нормативные акты.

Возможно ли появление ИТС "из коробки"? Как учитывать особенности, связанных со спецификой того или иного города или территории?

- ИТС служат для автоматизации процессов управления дорожным движением, а также повышения эффективности управления процессами транспортно-логистического комплекса. Их основной задачей является автоматизированный поиск и принятие к реализации максимально эффективных сценариев управления транспортно-дорожным и транспортно-логистическим комплексом региона, конкретным транспортным средством или группой транспортных средств с целью обеспечения заданной мобильности населения, максимизации показателей использования дорожной сети, повышения безопасности и эффективности транспортного процесса, создания комфорта для водителей и пользователей транспорта. Создать такую систему, наверное, возможно, но работать она в условиях реального города не будет.

Насколько сложно масштабировать успешные проекты внедрения ИТС на разные города и территории? Есть ли такие примеры?

- В настоящее время типовых и законченных решений ИТС нет, ни в мире, ни в России. Имеются отраслевые решения подсистем ИТС, выполняющие определенные функции. Они могут применяться в других регионах, возможно даже целым составом таких подсистем, объединенных в рамках единой интеграционной платформы. Но вместе с тем, любой продукт все равно придется адаптировать и частично дорабатывать под региональные, местные условия.

Поэтому масштабировать какое-то решение на регион однозначно можно и необходимо, масштабировать на макрорегион/округ возможно с адаптацией, перенесение на другой регион возможно также с адаптацией и доработками под местные условия.

Применительно к Новосибирской области имеется намерение не только использовать наработанные другими регионами практики и решения, но и формировать свои практики и решения, которые могли бы импортироваться в другие города, регионы и, может быть, даже страны.

Как организовать взаимодействие ИТС с другими системами "умного" города с наименьшими затратами ресурсов?

- Проект "Умный город" - это большое комплексное решение и ИТС дополняет его в части дорожно-транспортного сообщения, но вместе с тем "умный" город более широкое понятие и не должно ассоциироваться с ИТС.

Под ИТС закладывается понимание, ориентированное не только на мониторинг дорожного движения, но и принятие управленческих решений, оперативного реагирования на внештатные ситуации. ИТС – это самостоятельный комплекс решений, ориентированный исключительно на дорожно-транспортную отрасль, которая в последующем может стать основой для развития вышестоящих комплексных решений.

"Умный" город и ИТС с точки зрения экономики, управления, содержания и развития, безусловно эффективнее развивать по единым правилам и в рамках общих подходов, но проект построения ИТС сам по себе сложный, и расширение его масштабов на начальной стадии создания может привести к многочисленным согласованиям. Также не исключено столкновения с разного рода техническими препятствиям и сложностям в процессе его реализации.

Как быстро окупаются проекты внедрения ИТС?

- Вопрос создания и эксплуатации ИТС не в том, как быстро она окупится, а в том какие проблемы экономического и социального характера она решит, как улучшит социальную сферу и экономику.

В ИТС есть элементы и составляющие, которые являются для государства и потенциального инвестора экономически напрямую эффективными и окупаемыми. Прежде всего, это системы фотовидеофиксации нарушений правил дорожного движения, весового и габаритного контроля движения транспортных средств, элементы инфраструктуры платного парковочного пространства, инструменты для взимания оплаты за транспортные услуги (транспортная карта, электронная оплата) и иные. В ряде субъектов РФ такие развертывание таких решений осуществляется в рамках государственно-частного партнерства, преимущественно в виде заключения концессионных соглашений.

Использование ИТС для социально-экономического развития позволяет достичь мультипликативного эффекта, направленного на повышение социально-экономической активности региона. Так, расширение доступа к информации субъектов транспортного комплекса и повышение мобильности граждан в Новосибирской области, позволит создать новые сервисы, связанные с обслуживанием транспортировки грузов и пассажиров. Увеличение грузопотока за счет оптимизации управления логистическими процессами создаст условия для внедрения платных сервисов высокого уровня. Повышение транспортной безопасности и снижение вредного воздействия на окружающую среду, позволит повысить уровень жизни и привлекательность региона, а внедрение и обслуживание сервисов ИТС позволит создать новые рабочие места и увеличить налоговые выплаты в бюджеты всех уровней.