Vision: ИТС в России / сентябрь 2020
Роль цифровой платформы при создании интеллектуальной транспортной системы

Фото: "AT Consulting Восток"
Фото: "AT Consulting Восток"
Владимир
Высоцкий

генеральный директор "AT Consulting Восток"
Основой для формирования всех решений по ИТС должна быть цифровая платформа – объединяющее звено между всеми функциональными элементами системы
21.09.2020

Генеральный директор "AT Consulting Восток" (входит в "Лигу цифровой экономики") Владимир Высоцкий рассказал редактору аналитического онлайн-проекта Vision Ксении Прудниковой о том, какие задачи призвана решать интеллектуальная транспортная система (ИТС) и какова роль единой цифровой платформы при ее создании.

Какие функции, на ваш взгляд, должна выполнять современная ИТС?

- Прежде всего, мы говорим о безопасности дорожного движения. Также в числе функций – обеспечение номинальной пропускной способности дорог, оптимизация транспортного процесса, поддержание заданного уровня содержания дорожного полотна и элементов инфраструктуры. Помимо этого, ИТС должна обеспечивать предоставление различных сервисных услуг пользователям транспортной системы и в целом помогать формировать поведение участников дорожного движения и культуру вождения. Иными словами, речь идет о комплексной и системной цифровизации всего, что относится к транспортному направлению на территории субъекта РФ.

Какая архитектура предпочтительнее для ИТС: централизованная или децентрализованная? Возможно ли сочетать преимущества обоих подходов в одной системе?

- Оптимальна гибридная структура, в которой каждый элемент отдельный и независимый, но все их объединяет ядро системы (ядро данных). Оно отвечает за эффективность системы в целом и каждого ее элемента в частности. При этом должно поддерживаться как центральное управление, так и управление отдельными элементами.

Какие плюсы у централизованного решения? Это единая структура, в которой стандарты и протоколы передачи данных изначально определены, что снижает стоимость и сроки внедрения и дает возможность выделить единый сквозной элемент управления. Главный минус такой системы в том, что она потенциально является единой точкой отказа. Но подход предполагает вынос критически важных элементов ИТС в отдельный блок и передачу управления ими обособленной структурной единице. И, конечно же, все критические элементы системы дублируются на локальном уровне.

Насколько лежащие в основе ИТС решения поддаются унификации? Что проще унифицировать – подсистему обработки и хранения данных или другие элементы ИТС?

- Сейчас ситуация такова, что в субъектах РФ внедрено много разных элементов ИТС от разных игроков рынка. Это фотовидеофиксация всех мастей, весогабаритный контроль, автоматизированные системы управления дорожным движением (светофоры), навигационные информационные системы, геоинформационные системы и так далее. Предпочтительнее эти решения интегрировать в единую цифровую платформу управления территорией. При этом в каких-то случаях проще унифицировать платформу, которая должна быть достаточно гибкой, а в каких-то модернизировать саму инфраструктуру ИТС.

Что делать с теми системами, которые разработаны много лет назад и уже не поддерживаются производителем, но до сих пор эксплуатируются?

- Необходимо определить актуальность этих систем насколько они нужны и важны. Например, если речь идет о системе светофоров, к которым нельзя подключить контроллеры и затем все интегрировать на уровне платформы, то единственное решение это планомерная модернизация. В противном случае эти устаревшие устройства, естественно, не получится интегрировать в современную архитектуру.

В обществе существует определенная настороженность в отношении ИТС. Насколько она обоснована? Как реализовать задачу защиты данных и гарантировать то, что информация не попадет не в те руки?

- Вопросы информационной безопасности необходимо учитывать еще на стадии проектирования, когда определяется, с какими подсистемами и данными будет работать ИТС, кто ее будет эксплуатировать, как будут распределятся полномочия между пользователями и потребителями системы, и как обеспечить надлежащий уровень их защиты. Безусловно, следует учитывать требования 152-ФЗ "О персональных данных" (базовый федеральный закон). Опять же на этапе проектирования закладывается структура по разграничению прав доступа к данным и каналам связи, по которым осуществляется передача информации, формируются регламенты межведомственного взаимодействия, процедуры обмена данными между интегрированными подсистемами и вырабатывается общая политика защиты решения.

В большинстве случаев утечки данных являются следствием человеческого фактора – непреднамеренных действий, но не стоит исключать и риск взлома. Второй вариант возможен только при недостаточно ответственном проектировании системы и обычной халатности в процессе эксплуатации. В целом же, настороженность не оправдана – при условии продуманной архитектуры и соблюдения всех требований закона, который является главным гарантом безопасности.

Какие подходы и решения для построения ИТС предлагает ваша компания?

= У нас уже есть определенный опыт в реализации ИТС. На этапе проектирования создается основной набор ключевых компонентов системы, определяется их взаимосвязь. На этапе обследования мы собираем и учитываем все требования заказчика по функциональным особенностям каждого входящего в структуру элемента и, исходя из этого, предлагаем комплексное решение, сочетающее в себе программное (в том числе собственной разработки) и аппаратное обеспечение. Параллельно с проектированием мы запускаем процесс по созданию прототипа ИТС, задача которого – на ранних этапах доказать технологическую работоспособность будущей системы ИТС. Визуальный прототип позволяет проверить качество действующих элементов ИТС и продемонстрировать возможность их функционирования в едином контуре. Хотя мы видим и массу других подходов, большинство которых заключается в "экстренной" продаже какого-то оборудования.

Какова роль единой цифровой платформы при построении ИТС?

- Подход "AT Consulting Восток" базируется на том, что основой для формирования всех решений по ИТС должна быть цифровая платформа объединяющее звено между всеми функциональными элементами системы. Если принять во внимание тот факт, что сейчас в российских регионах большое разнообразие комплексов, датчиков, систем и оборудования, то призвание платформы объединить и унифицировать все элементы ИТС, обеспечить пропускную способность для больших потоков данных, безопасный доступ к этим данным для всех заинтересованных лиц, бесшовно интегрироваться в существующую экосистему продуктов в регионе, таких как "Безопасный город", "Ситуационный центр" и им подобных, существенно снизить эксплуатационные издержки.

Задачи, которые позволяет решить единая цифровая платформа при создании ИТС

• Объединение разнородных систем и комплексов ИТС в единую архитектуру

На текущий момент в каждом субъекте РФ сформировались различные подходы к реализации элементов ИТС. В основном эти элементы обеспечивают отдельные функции и не работают в комплексе. Совместимые решения есть, но чаще мы имеем дело с уникальными продуктами, интеграция которых вызывает сложности или очень высокую стоимость, например, из-за закрытого контура, что требует соблюдения дополнительных регламентов и процедур. Стоит учитывать административные и ведомственные ограничения. Создание единой архитектуры, которая обеспечивает сбор данных с разрозненных систем, позволит пользователям ИТС – от Министерства транспорта до профильных подведомств – получать исчерпывающую и достоверную информацию, которая поможет принимать взвешенные управленческие решения и проводить необходимые реформы.

• Формирование единых стандартов для сопряжения разнородных систем и комплексов ИТС

Сегодня в регионах развернуто множество информационных систем и их элементов. В некоторых из них применяются устаревшие протоколы передачи данных, а есть системы, в которых протоколов передачи данных вообще нет. Например, многие регионы оснащены светофорами, не имеющими контроллеров, или же контроллеры устаревшие – как следствие, управлять такими устройствами невозможно. В такой ситуации есть два пути. Первый использование конкретных уже реализованных решений, а второй формирование универсальных требований для сопряжения элементов ИТС. Первый основывается на том, чтобы брать лучшие практики, вносить их в базовую часть платформы и использовать дальше как тиражируемое, но уже готовое решение. Во втором случае используется один упрощенный вариант реализации в платформе, сформированный под универсальные требования, который будет требовать кастомизации под определенный субъект. Оба эти подхода позволяют решать целый ряд задач, в том числе экономить ресурсы и снижать сроки внедрения.

• Формирование новых функциональных задач, повышающих эффективность управления ИТС

Единая цифровая платформа должна агрегировать информацию по всем входящим в структуру ИТС элементам с целью дальнейшей обработки, анализа и формирования результата. Объединение различных элементов ИТС посредством платформы позволит на основе анализа поступающих данных решать широкий спектр задач. Также обработка потока данных может выявить необходимость создания новых элементов интеллектуальной системы. Например, если на каком-то участке федеральной трассы из-за погодных условий стабильно происходят ДТП, а в непосредственной близости размещена метеостанция, то система может предложить установить перед опасным участком информационное табло, на которое будут поступать данные с метеостанции по различным показателям (уровень обледенения, влажность, порыв ветра и другое), предостерегающие водителей об ухудшении погодных условий.

• Выявление зависимостей и формирование оптимальных условий функционирования всех компонентов ИТС

Каждый элемент, входящий в структуру ИТС, может нести прямую или косвенную зависимость друг от друга, а также влиять на работу всей системы в целом. Цифровая платформа должна обладать функциональными особенностями, позволяющими определять оптимальные режимы работы как всей структуры ИТС, так и каждого ее отдельного элемента. То есть система должна быть в состоянии определять, где и какой элемент будет функционировать эффективнее. Так, если на каком-то участке трассы средства фотовидеофиксации регистрируют всего лишь пять нарушений в день, а в другом месте часто происходят ДТП, то система должна предложить либо переместить комплекс на более опасный участок, либо решить эту проблему с помощью других элементов ИТС. Например, если поступает информация об ухудшении погодных условий, то система на основании этих данных переключает "умные" светофоры в соответствии с определенным регламентом. Таким образом регулируется скорость потока и снижается вероятность ДТП.

• Управляющее воздействие как результат анализа данных искусственным интеллектом

Исходя из предыдущего пункта, результатом работы ИТС может быть автоматическое или полуавтоматическое управление элементами дорожной инфраструктуры. Ключевым тут является процесс моделирования, основанный на машинном анализе и использовании нейронных сетей. Наверное, самое сложное в интеллектуальной транспортной системе создать на базе элементов ИТС такие сервисы, которые смогут самообучаться, проводить глубокий анализ всех факторов и на основе накопленной статистики моделировать возможные ситуации и порядок действий при их возникновении.

• Определение эффективности и значимости каждого элемента ИТС

Объединение элементов ИТС c помощью цифровой платформы в одну структуру данных позволит повысить эффективность и значимость работы как каждого элемента системы, так и структуры в целом.