Vision: ИТС в России / сентябрь 2020
Главное – единство подходов

Фото: Госдума РФ
Фото: Госдума РФ
Сергей
Тен

депутат Государственной думы Федерального собрания РФ, член комитета по транспорту и строительству
Реализация локальных проектов ИТС в рамах нацпроекта предусматривает единство подходов на дорогах разной подчиненности и в конечном счете определит согласованное взаимодействие
21.09.2020

Депутат Государственной думы Федерального собрания РФ, член комитета по транспорту и строительству Сергей Тен, поделился с обозревателем аналитического онлайн-проекта Vision Яковом Шпунтом своим видением о том, как должно быть организовано строительство и развитие интеллектуальных транспортных систем (ИТС) в нашей стране.

Какие проблемы могут помочь разрешить ИТС?

- Интеллектуальные транспортные системы призваны решить целый ряд задач. В первую очередь – обеспечения эффектного управления транспортной инфраструктурой, мониторинга ее состояния, содержания и эффективной эксплуатации. Это и обеспечение безопасности дорожного движения, и оперативного реагирования на чрезвычайные ситуации. ИТС также должны повышать качество транспортных услуг для пассажиров. Важно, чтобы общественный транспорт было комфортным и безопасным. Третья задача – это возможность на основе полученных от интеллектуальных транспортных систем данных формировать новые виды сервисов для сферы логистики и перевозок.

Реализация этих задач позволит нам иметь безопасную, контролируемую в режиме реального времени инфраструктуру, от качества которой зависят многие аспекты жизни человека.

Насколько часто проекты строительства ИТС сталкиваются с несовершенством законодательства? Какие моменты, по вашему мнению, наиболее серьезно мешают в ходе работы по внедрению ИТС?

- Надо признать, состояние нормативной базы оставляет желать лучшего. Первое на что нужно обратить внимание – это выработка единых требований к построению технологической архитектуры ИТС в регионах, с целью исключить разрозненность внедряемых подсистем.

Как сохранить баланс между импортозамещением и работоспособностью отечественных систем? Не секрет, что многие российские разработки имеют массу "детских болезней". Нужно ли ограничивать использование проверенных зарубежных решений?

- Безусловно, есть решения, которые апробированы и зарекомендовали себя за рубежом. Однако за последние три-пять лет отечественная ИТ-индустрия серьезно продвинулась вперед, более того, российские разработки успешно экспортируются за рубеж.

Но в целом приоритет должен все- таки отдаваться отечественным производителям.

Разграничение между центром и регионами также часто вызывает различные сложности, которые возникают, например, при установке комплексов фиксации нарушений на федеральных трассах. Как их разрешать? Есть ли тут успешный опыт?

- Успешным опытом можно назвать национальный проект "Безопасные и качественные автомобильные дороги", в рамках которого и финансируются проекты в области ИТС. В проекте есть понятие – городская агломерация, которая включает в себя муниципальные, региональные и федеральные дороги. Реализация локальных проектов ИТС в рамах нацпроекта предусматривает единство подходов на дорогах разной подчиненности и в конечном счете определит согласованное взаимодействие.

Важным моментом должно стать создание единого пространства ИТС на территории всей страны. Для этого необходимо обеспечить интеграцию региональных ИТС между собой.

Методические рекомендации федерального центра разработаны на основе опыта Москвы и Санкт-Петербурга, и не учитывают ситуацию на местах. В итоге могут возникать коллизии вплоть до обвинений в нецелевом использовании средств на создание ИТС в регионах. Как этого избежать?

- Методические рекомендации разработаны не на основе опыта Москвы или Санкт-Петербурга, а на основе понимания подходов к построению ИТС профессиональным сообществом.

И первые шаги, которые необходимо сделать – это выполнить общие для всех мероприятия по внедрению ИТС. Базово – они одинаковы для всех.