Vision: ИТС в России / сентябрь 2020
"ЭРА-ГЛОНАСС" – универсальная платформа цифровизации

Фото: "ГЛОНАСС"
Фото: "ГЛОНАСС"
Илья
Аксельрод

заместитель генерального директора по развитию бизнеса
АО "ГЛОНАСС"
"ЭРА-ГЛОНАСС" является не только инструментом, сохраняющим жизнь и здоровье участников дорожного движения, но и универсальным инфраструктурным элементом при создании инновационных продуктов для различных отраслей экономики
21.09.2020

За время своего существования государственная автоматизированная информационная система "ЭРА-ГЛОНАСС" зарекомендовала себя как платформа для цифровизации различных отраслей экономики. Заместитель генерального директора по развитию бизнеса АО "ГЛОНАСС" Илья Аксельрод рассказал обозревателю аналитического онлайн-проекта Vision Якову Шпунту о том, как инфраструктура ГАИС "ЭРА-ГЛОНАСС" используется при построении интеллектуальных транспортных систем, а также о том, какие проекты с использованием информационно-навигационных технологий компания реализует в настоящее время и планирует реализовать в ближайшем будущем.

ГАИС "ЭРА-ГЛОНАСС" за пять лет работы показала высокую эффективность для снижения смертности в ДТП. Расскажите о развитии системы, о том, какие дополнительные возможности появились в последние годы. Какие функции планируется реализовать в ближайшей перспективе?

- Одной из значимых социальных целей в России в соответствии с указом президента РФ является снижение смертности на дорогах страны: к 2024 году этот показатель должен быть понижен втрое, по сравнению с уровнем 2017 года, а к 2030 году – приблизиться к нулевому уровню. Системы экстренного реагирования при авариях признаны во всем мире одним из основных способов уменьшения травматизма и смертности на автодорогах – за счет автоматизации и ускорения прибытия экстренных служб на место аварий и оказания помощи пострадавшим в течение "золотого часа". Россия стала первым государством, где подобная система была развернута в масштабах всей страны.

Сегодня к системе подключено 5 887 853 автомобиля. С момента запуска ГАИС "ЭРА-ГЛОНАСС" в промышленную эксплуатацию в январе 2015 года и по настоящее время было принято и обработано 7 367 512 вызовов, из них 87 542 потребовали реагирования экстренных оперативных служб (данные на 18.09.2020 года). Причем в текущем году свыше 72% таких вызовов были осуществлены в автоматическом режиме, то есть в результате ДТП с сильными повреждениями автомобиля, когда водитель и пассажиры могли быть не способны самостоятельно вызвать экстренные службы.

При дальнейшем развитии "ЭРА-ГЛОНАСС" мы планируем постоянно расширять спектр оказываемых на ее базе услуг и при этом применяем современный платформенный подход. Уже сейчас на основе переиспользуемой инфраструктуры системы реализуется ряд дополнительных сервисов. Стартуют пилоты по расширению применения функционала системы на другие виды транспорта. В этом году появилась возможность передачи вызова не только в экстренные оперативные службы (Систему-112 или дежурную часть МВД), но и параллельно оператору платной автодороги (если именно там автомобиль попал в ДТП) или в муниципальные службы реагирования на дорожные происшествия.

В чем инновационность инфраструктуры, созданной на основе ГАИС "ЭРА-ГЛОНАСС"? Как эту платформу можно использовать для нужд различных отраслей?

- "ЭРА-ГЛОНАСС" является не только инструментом, сохраняющим жизнь и здоровье участников дорожного движения, но и универсальным инфраструктурным элементом при создании инновационных продуктов для различных отраслей экономики. Система представляет собой настоящую цифровую платформу – это своеобразный конструктор с набором базовых функций. На их основе реализуются различные прикладные сервисы для автоматизации и трансформации отраслевых процессов.

В 2016 году правительство РФ утвердило 17 областей экономики, в которых при создании государственных информационных систем с использованием навигационной информации обязательно должны применяться элементы "ЭРА-ГЛОНАСС". Сегодня мы активно взаимодействуем с заказчиками из большинства этих отраслей: транспорт, нефтегазовый сектор, ритейл, логистика, сельское хозяйство, недвижимость, связь и многие другие.

При этом наша система остается технологически нейтральной, что позволяет добиваться гибкости перехода на новые решения, избегать монополизации технологий и обеспечивать экспортные возможности.

АО "ГЛОНАСС" на основе инфраструктуры "ЭРА-ГЛОНАСС" разработало систему автоматизированного мониторинга "АСМ ЭРА". Как масштабируется эта система с точки зрения подключенных транспортных средств? Как функционал "АСМ ЭРА" применим в логистике? Какие проекты в этой и других сферах реализуются в настоящее время?

- "АСМ ЭРА" является отличной иллюстрацией применения преимуществ ГАИС "ЭРА-ГЛОНАСС" для реализации задач одной из отраслей – логистики. Мы создали действительно универсальную систему, позволяющую контролировать перемещение практически любых объектов: транспорта, грузов, персонала и прочих. "АСМ ЭРА" отличается высокой масштабируемостью: бесперебойная работа гарантируется при увеличении числа подключений до 2 млн объектов контроля. При этом прием навигационной информации возможен от более чем 200 видов бортового оборудования. Такие показатели позволяют использовать систему для построения высоконагруженных навигационно-информационных систем. В числе других плюсов применения "АСМ ЭРА" можно отметить отказоустойчивость, возможность как облачного, так и локального развертывания, некорректируемость и повышенную защищенность передаваемых данных.

Все эти возможности системы используются, например, в нашем совместном с Россельхознадзором проекте по сквозному контролю транспортировки скоропортящейся продукции (так называемой "холодовой цепи"). "АСМ ЭРА" позволяет участникам перевозки через web-интерфейс наблюдать за перемещением контейнеров со скоропортящимся грузом, заказчику и представителям контрольно-надзорных органов отслеживать соблюдение заданного температурно-влажностного режима с передачей этой информации во ФГИС "ВетИС", уведомлять заинтересованные стороны при изменении условий хранения и транспортировки груза. В дальнейшем планируется донести информацию о соблюдении условий перевозки до прилавка магазина, чтобы покупатель был уверен, что приобретаемая им продукция соответствует высоким требованиям качества.

Из стартовавших недавно коммерческих проектов хотелось бы выделить наше сотрудничество с "РусГидро", Россельхозбанком, Lorus SCM, Главным контрольным управлением города Москвы, Центром организации дорожного движения (ЦОДД) и другими заказчиками. Планируется создание, развитие и использование систем мониторинга собственного транспорта и лизингового автопарка, интеграция с внутренними системами.

Также сейчас ведется работа по подготовке к возобновлению действия вновь приостановленного в период пандемии порядка оснащения автобусов и грузовиков, перевозящих опасные грузы, аппаратурой спутниковой навигации ГЛОНАСС. Данные с таких устройств будут обрабатываться с помощью "АСМ ЭРА" и использоваться регулятором для повышения безопасности этих видов транспортных услуг.

Каковы возможности использования элементов системы "ЭРА-ГЛОНАСС" в качестве составных частей интеллектуальных транспортных систем (ИТС)? Есть ли регионы, где на базе вашей системы реализованы региональные навигационно-информационные системы (РНИС) или другие подобные проекты? Какие преимущества дает такое взаимодействие заинтересованным сторонам – вам, городским и региональным властям, собственникам дорог?

- ГАИС "ЭРА-ГЛОНАСС" и ее элементы имеют высокий потенциал для использования в составе ИТС и РНИС.

В проектах управления ИТС наша система может реализовывать функционал таких элементов, как: модуль централизованного информирования участников движения; геоинформационная система сбора, хранения, анализа и графической визуализации данных; подсистема управления маршрутами, мониторинга перемещения общественного транспорта и управления "умными" остановками"; подсистема детектирования опасных грузов; подсистема интерактивного взаимодействия с пользователями; подсистема информирования пользователей подсистем ИТС с помощью бортовых устройств ТС и персональных устройств; подсистема управления службой аварийных комиссаров; подсистема взаимодействия с транспортными средствами; сервисная V2X-платформа для обеспечения движения высокоавтоматизированных транспортных средств, а также конфигурации сети V2X и подсистема управления объектами "умной" дороги.

ГАИС "ЭРА-ГЛОНАСС", отвечающая всем требованиям действующего законодательства РФ по защите информации, может выполнять функцию базовой платформы и единой точки сбора данных при построении ИТС и РНИС. На базе нашей системы и данных о ДТП можно не только создать современную ИТС, применив отечественные технические решения, но и существенно сэкономить бюджетные средства – за счет использования уже готовой инфраструктуры "ЭРА-ГЛОНАСС".

На сегодняшний день мы реализовали пилотный проект по развертыванию РНИС в Оренбургской области. В этом регионе была создана единая точка сбора навигационной информации, формируемой пассажирским транспортом, машинами скорой медицинской помощи, школьными автобусами, техникой ЖКХ и другими подвижными объектами. Таким образом, была не только обеспечена консолидация информации для принятия управленческих решений органами исполнительной власти региона, но и сформировано хранилище данных, к которому в режиме реального времени имеют возможность подключаться региональные подразделения федеральных служб и ведомств (МЧС, МВД и других). Итоги пилотного проекта показали высокую эффективность применения такого подхода при построении РНИС.

Еще один пилотный проект, направленный на исследование возможностей использования составных частей ГАИС "ЭРА-ГЛОНАСС" при создании государственной информационной системы в сфере транспорта, был нами реализован совместно с Минтрансом Чувашии.

Подобные пилоты в настоящее время реализуются в Калужской и Астраханской областях.

Какие сервисы "ЭРА-ГЛОНАСС" сейчас существуют для автовладельцев? Что из себя представляет услуга "Помощь на дороге"?

- АО "ГЛОНАСС" постоянно совершенствует существующие и разрабатывает новые решения на основе инфраструктуры системы "ЭРА-ГЛОНАСС". Реализован ряд дополнительных сервисов – как для автовладельцев, так и для корпоративных заказчиков.

Один из самых популярных – "Помощь на дороге", им уже воспользовались более 18 тыс. водителей. Нажав на кнопку SOS, можно запросить не только помощь государственных экстренных служб, но и дополнительные услуги наших партнеров – сервис-провайдеров, работающих на территории всей страны. К таким сервисам относятся: эвакуация и извлечение автомобиля, техническая и юридическая помощь, сервисы продолжения движения и ряд других. Согласитесь, оказавшись в незнакомой местности, очень удобно не искать ближайший, непроверенный сервис, а просто нажать на кнопку в своем авто и дождаться приезда квалифицированных специалистов. Тем более, что звонок через нашего оператора будет бесплатным для водителя, он оплачивает только фактически оказанные услуги самому сервис-провайдеру по предварительно оговоренной цене.

К системе "ЭРА-ГЛОНАСС" подключен весь новый и ввозимый автотранспорт, но, насколько известно, существуют перспективы оснащения устройствами вызова водного и воздушного транспорта. Как идет развитие этих направлений?

- Распространение работы системы "ЭРА-ГЛОНАСС" на водный и воздушный транспорт – это закономерное развитие положительного опыта применения системы в автотранспортной отрасли. Но эти новые проекты требуют и адаптации технологий, и новой регуляторной базы. Над этим мы работаем сегодня, реализуем пилотные проекты и проверяем технологии с заинтересованными партнерами.

Один из пилотных проектов – система мониторинга судов, которая позволит не только спасать людей в экстренной ситуации, но и снизить количество правонарушений на водном транспорте. Помимо экстренного реагирования система (по аналогии с "АСМ ЭРА" в автомобильном транспорте) обеспечит сбор сведений о местоположении контролируемых судов и параметрах их движения. На основе этих данных владельцы судоходных компаний смогут формировать отчеты о движении водного транспорта за требуемые периоды времени.

Аналогичная ситуации и в области малой авиации. Растет количество полетов легких и сверхлегких воздушных судов, вместе с этим увеличивается и количество авиационных происшествий. Очень много времени и усилий тратится на поиск и спасение людей. Инфраструктура ГАИС "ЭРА-ГЛОНАСС" позволит в автоматизированном режиме передавать информацию о происшествиях на воздушном транспорте спасателям. Это существенно сократит время до оказания помощи, обеспечит соблюдение правила "золотого часа" и, надеемся, спасет немало жизней. Эту технологию мы также пока отрабатываем в пилотном проекте.

Немногие знают о том, что АО "ГЛОНАСС" – это не только оператор системы "ЭРА-ГЛОНАСС", но и самая большая сеть подвижной связи в РФ по модели Multi-MVNO. Как шло ее развитие и как удалось достичь такого результата? Какие преимущества это дает пользователям системы "ЭРА-ГЛОНАСС"?

- При возникновении экстренной ситуации связь между установленным в автомобиле устройством вызова экстренных оперативных служб и системой "ЭРА-ГЛОНАСС" осуществляется с помощью специального SIM-чипа. Это дает возможность произвести экстренный вызов через любого из подключенных операторов, обеспечивая гораздо большую доступность связи по сравнению с использованием обычного мобильного телефона, подключенного к одной сотовой сети. SIM-чип "ЭРА-ГЛОНАСС" автоматически выбирает наилучший сигнал и направляет вызов в систему.

Изначально мы работали с операторами "большой тройки" ("ВымпелКом", МТС, "МегаФон"), а в 2020 году была добавлена интеграция по модели Multi-MVNO с четвертым крупным оператором – Tele2. Большая зона радиопокрытия за счет присоединения сразу к нескольким мобильным операторам – это отличительная особенность и преимущество сети связи АО "ГЛОНАСС". Чем шире сеть – тем выше качество оказания услуг людям, попавшим в ДТП и заказчикам сервисов мониторинга транспорта и грузов.

Насколько востребованы сегодня в нашей стране технологии высокоточного позиционирования? Какие отрасли станут основными потребителями такого сервиса?

- Мы видим большое будущее за этими технологиями и активно работаем для их развития в таких областях, как геологоразведка, кадастровые услуги, картографические и топографо-геодезические работы, территориальное планирование, инженерно-геологические исследования. И, конечно же, высокоточное позиционирование крайне важно для развития страховой телематики и надежного автономного транспорта.

Сегодня сервис, позволяющий повысить точность навигационных определений до менее чем 10 см, предоставляется либо местными сетями на основе западных технологий, либо глобальными иностранными компаниями. Мы хотим изменить эту ситуацию и обладаем необходимыми для этого ресурсами и экспертизой. АО "ГЛОНАСС" в ближайшее время начнет опытную, а в 2021 году – промышленную эксплуатацию отечественной технологии высокоточного позиционирования.

Одно из главных преимуществ предлагаемой АО "ГЛОНАСС" технологии заключается в снижении затрат на поддержание инфраструктуры – за счет установки существенно меньшего количества станций. Данный метод особенно эффективен в условиях нашей большой страны.

АО "ГЛОНАСС" экстраполирует опыт разработки масштабных решений в области транспортной безопасности на другие страны. Какие проекты за пределами России реализуются в настоящее время, какие планируется реализовать? Может ли сегодня помочь "ЭРА-ГЛОНАСС", если проблема у автомобилиста случилась вне России?

- Россия стала первой страной, запустившей на государственном уровне систему экстренного реагирования при авариях, причем работающую на территории всей нашей огромной страны. Отечественные эксперты при создании системы разработали стандарты, впоследствии ставшие международными, сформировали с нуля нормативную базу, технологии и методики испытаний, обеспечивающие необходимый уровень надежности системы. Это гигантская работа и уникальный опыт, полученный Россией. АО "ГЛОНАСС" как оператор системы "ЭРА-ГЛОНАСС" готово поделиться этим опытом с другими странами.

Нашей экспертизой интересуются в государствах Евразийского экономического союза, в Восточной Европе. За последний год наиболее активным было взаимодействие с Узбекистаном, где уже готовится проект по созданию аналогичной системы на основе нашего опыта и решений. Опыт создания системы изучают также в Армении, Сербии и некоторых странах Африки и Латинской Америки.

Для стран, где уже работают аналогичные системы, актуальна задача обеспечения взаимного оказания помощи автовладельцам при авариях. Уже реализовано сопряжение российской системы "ЭРА-ГЛОНАСС", казахстанской "ЭВАК" и их европейского аналога – системы eCall (на примере Финляндии). Если россиянин на оснащенном устройством вызова экстренных оперативных служб автомобиле попадет в ДТП в Казахстане или Финляндии, оператором локальной системы ему будет оказана такая же помощь, как и на родине. А в России путешественники из этих стран также получат поддержку в полном объеме от оператора системы "ЭРА-ГЛОНАСС". На очереди проверка такого взаимодействия в других странах Европы, где с 2018 года вводятся в строй аналогичные системы eCall. Обеспечение постоянного информационного взаимодействия между системами дает возможность гражданам чувствовать себя более защищенными в поездках.