Vision: ИТС в России / сентябрь 2020
Да будет свет

Фото: ISS
Фото: ISS
Сергей
Власенко

руководитель направления департамента развития бизнеса ISS
SecurOS Soffit помогает решить одну из важнейших задач, которая стоит при внедрении ИТС, а именно снижение смертности и травматизма на российских дорогах
22.09.2020

Компания "ISS – Интеллектуальные системы безопасности" разработала программно-аппаратный комплекс SecurOS Soffit, предназначенный для обеспечения безопасности пешеходов при переходе улиц. Руководитель направления департамента развития бизнеса ISS Сергей Власенко рассказал обозревателю аналитического онлайн-проекта Vision Якову Шпунту об особенностях данного решения и опыте его практического использования.

Насколько остро стоит проблема безопасности пешеходов в России?

- Пешеходные переходы, особенно нерегулируемые, являются одними из самых аварийно-опасных участков на дороге. Особенно часто ДТП происходят, когда водитель по причине плохой видимости или усталости может не заметить пешехода вовсе или увидеть его слишком поздно. Ливень и туман еще больше усугубляют ситуацию. Следует отметить, что в зимний период, характеризующийся коротким световым днем, большая часть людей, направляясь и возвращаясь с работы или учебы переходит дорогу именно в темное время суток.

Кроме того, часто сами пешеходы ведут себя неосмотрительно. Зная, что согласно ПДД автомобилист должен уступить им дорогу, они начинают движение, не убедившись, что проезжая часть безопасна.

Проблема скоростных трасс: люди на "зебрах" появляются редко, поэтому водители привыкают, что пешеходные переходы свободны и перестают обращать на них внимание. В результате редкие пешеходы вынуждены искать "окно" в потоке машин, пытаются перебежать дорогу и часто становятся жертвами наездов или невольными виновниками аварий.

Не всегда проблему высокого уровня ДТП на пешеходных переходах в городе можно решить установкой светофоров. Автоматическая регулировка на оживленных участках дороги может привести к транспортному коллапсу и порой от нее вынуждены отказаться.

Как работает SecurOS Soffit? На основе каких принципов?

- Есть разные способы сделать пешеходный переход заметным в условиях ограниченной видимости (темное время суток, туман). Это подсветка дорожных знаков и самой "зебры", установка всевозможных световых информационных дисплеев "внимание пешеход" и так далее. Однако такие инструменты акцентируют внимание на самих себе, отвлекая водителя непосредственно от пешеходов. Кроме того, проезжая по городским улицам, заполненным яркими вывесками или по трассе, где нерегулируемые пешеходные переходы мелькают один за другим, водитель настолько привыкает к обстановке, что перестает обращать на них внимание. Поэтому имеет смысл сосредотачивать внимание водителя именно на пешеходе, а не на подсветке элементов дорожной инфраструктуры. Именно это мы сделали, разработав решение, помогающее водителям вовремя замечать людей на дороге.

Комплекс SecurOS Soffit состоит из IP-камеры, прожектора белого света и контроллера видеоаналитики. Камера, направленная на пешеходный переход, передает видео на контроллер, который обеспечивает детекцию людей, отслеживание траектории их движения на всем пути следования по пешеходному переходу и управление светодиодами прожектора. Когда система детектирует появление человека рядом с пешеходным переходом, активируется динамический режим подсветки прожектора, состоящего из восьми светодиодных модулей. Область текущего местоположения человека подсвечивается соответствующим модулем, обеспечивая непрерывное сопровождение движения пешехода по "зебре" ярким световым лучом.

Светодиодные источники света часто критикуют за некомфортный для глаз спектр. Есть ли риск ослепления водителей?

- Свет прожектора SecurOS Soffit направлен на пешехода, а не в сторону водителя. Риск его ослепления исключается. В режиме ожидания светодиодный прожектор обеспечивает статичное освещение области дорожной разметки, которое по мощности соответствует уличному освещению пешеходного перехода согласно ГОСТ.

Насколько комплекс SecurOS Soffit адаптирован к особенностям различных регионов страны? Применим ли он в условиях полярной ночи, тумана, метели, сильного дождя и прочих погодных явлений?

- SecurOS Soffit рассчитан на работу в широком диапазоне температур в режиме 24/7. Электропитание – от линии электропередачи, поэтому полярная ночь, которая может длится до нескольких месяцев, не страшна.

Конечно, видимость в туман или ливневый дождь падает, но и водители в таких условиях снижают скорость езды и гораздо внимательнее следят за дорожной обстановкой, поэтому и затормозят также вовремя.

Наши программно-аппаратные комплексы успешно работают в Ханты-Мансийском автономном округе. Идут работы по установке SecurOS Soffit в Архангельске.

Где должны устанавливаться ПАК: на выделенных переходах или там, где люди привыкли переходить дорогу?

- Комплексы SecurOS Soffit должны устанавливаться на пешеходных переходах, которые внесены в план организации дорожного движения. В ПДД РФ прописаны условия, при которых пешеход имеет право переходить дорогу вне пешеходного перехода. Если место, где люди привыкли переходить дорогу, попадает под эти условия, имеет смысл установить там SecurOS Soffit. В иных случаях установка комплекса будет восприниматься людьми как "официальное разрешение перейти дорогу в неположенном месте", а это недопустимо.

Что дает лучший результат: использование SecurOS Soffit или, например, нанесение светоотражающих элементов на одежду?

- Одно другого не исключает. Отблески от светоотражающих элементов на одежде так же, как и освещение прожектором фигуры человека, позволяет водителю заблаговременно заметить пешехода. Если большая часть одежды человека будет покрыта светоотражающими элементами, необходимость в дополнительных решениях, возможно, отпадет. Но пока обязанность носить подобную одежду (в черте населенного пункта) не закреплена законодательно, SecurOS Soffit останется востребованным решением.

Как использование SecurOS Soffit может повысить дисциплину водителей на переходах? Возможна ли интеграция SecurOS Soffit с комплексами фотовидеофиксации и другими элементами интеллектуальных транспортных систем?

- Совместное использование SecurOS Soffit с комплексом "ТРАФИК-СКАНЕР-П", обеспечивающим выявление случаев непредоставления преимущества в движении пешеходам, может значительно сократить количество ДТП, поскольку наличие системы фотовидеофиксации оказывает крайне положительное влияние на дисциплину водителей и позволяют ликвидировать большое число мест концентрации ДТП.

Каких измеримых показателей удалось достигнуть в регионах, в которых комплекс уже развернут? Какова география дальнейшего внедрения?

- В рамках построения ИТС многие регионы сейчас готовы тестировать и внедрять самые передовые решения, направленные на обеспечение безопасности автомобильного движения. SecurOS Soffit на практике доказал эффективную работу в области защиты участников дорожного движения. Анализ полученных результатов показал, что при использовании SecurOS Soffit средняя скорость автомобиля при проезде пешеходного перехода, когда на нем есть пешеход, снижается более чем на 30%. Водитель заранее замечает пешехода на проезжей части и сбавляет скорость. И главное, что стоит сказать, SecurOS Soffit помогает решить одну из важнейших задач, которая стоит при внедрении ИТС, а именно снижение смертности и травматизма на российских дорогах.