Алла Галанова
© ComNews
17.03.2016

По экономическим причинам игрокам российского рынка платного телевидения становится все сложнее закупать иностранный контент. В связи с этим участники рынка задумались о совершенствовании российского продукта, однако пока доля отечественного контента превышает долю зарубежного только в определенных тематических сегментах.  

В рамках всероссийской конференции "Контент: импортозамещение в сетях платного ТВ", организатором которой выступил журнал "Теле-Спутник" в партнерстве с телекомпанией "Первый ТВЧ", генеральный директор ЗАО "Первый ТВЧ" Николай Орлов заявил, что, несмотря на снижение курса рубля к основным валютам более чем в два раза, закупки зарубежного контента остаются заметно более бюджетными, чем собственное производство или заказ эксклюзивного контента. "На телеканалы компании "Первый ТВЧ" удается закупать порядка 20-25% российского контента", - говорит Николай Орлов.

По его словам, на настоящем этапе по большинству тематик без зарубежного контента для полноценного вещания не обойтись. Однако по определенным тематикам российский продукт опережает зарубежный. Так, заметную долю занимает российский контент для общеразвлекательных каналов (это в основном заказной контент и контент собственного производства). А на каналах о хобби телекомпании "Первый ТВЧ" российский контент составляет порядка 50-75%. Процент российского продукта на детских каналах "Первого ТВЧ" составляет порядка 30-35%.

По данным вице-президента по коммерческой деятельности группы компаний "Акадо" Максима Чернова, некоторые виды российского контента превосходят зарубежный. Так, сериалы, произведенные в России, успешно обгоняют иностранные премьеры по просмотрам через интернет-платформы. "Даже в спокойные докризисные годы российские сериалы были в предпочтении у зрителей", - отмечает Максим Чернов. В нынешней экономической ситуации расклад не поменялся, и зритель все так же продолжает смотреть больше российский продукт.

Однако, по мнению Максима Чернова, сдерживающим фактором является большое количество пиратского контента, который доступен зрителю на ряде платформ. Он отмечает, что нелегальные видеосервисы до сих пор доступны в поисковых системах, что обеспечивает определенный отток зрителей.

К сдерживающим факторам он также относит снижение платежеспособного спроса и большую долю рекламной выручки при монетизации контента. "Каналы ориентированы на прибыль от рекламы, а не на прибыль от подписок", - говорит Максим Чернов. Таким образом, у каналов отсутствует заинтересованность в привлечении зрителя качеством поставляемых продуктов российского производства.

Директор по контенту "Триколора ТВ" Михаил Горячев акцентирует внимание на том, что каналы должны продавать контент собственного производства операторам, а не отдавать его бесплатно, как это происходит в ряде случаев. "Необходимо, чтобы операторы были заинтересованы в покупке произведенного российскими телеканалами продукта, в таком случае процент продаж в дальнейшем сильно повысится", - говорит Михаил Горячев.

Генеральный директор Moyo TV Андрей Холодный подчеркнул, что по итогам года просмотр российского контента в Интернете превысил кинопрокат. Он акцентировал внимание на том, что российские сервисы примерно сравнялись по содержанию контента. 

Генеральный директор телеканала "Еда" Елена Исайкина представила успешный опыт увеличения количества платных подписок на основе премиального и премьерного контента. Так, по ее данным, изначально закупался контент за рубежом, но за 2014 г. его объем существенно сократили. Таким образом, к концу года доля покупаемого за рубежом контента составила всего одну восьмую часть от общего. Изначально, когда запускался данный проект (2012-2013), была выбрана платная модель. "В 2014 г. мы сделали ставку на изучение предпочтений зрителей, постепенно снижали объем зарубежного контента и исследовали реакцию зрителей", - отмечает Елена Исайкина.

По ее словам, в данный момент в среднем на каждого зрителя приходится 31,9 минуты просмотра канала в сутки. Телеканал сделал ставку именно на премиальный российский контент, что стало главным фактором увеличения количества просмотров и подписок.

"Самое главное, что мы сделали, - мы подходим не к каждой передаче отдельно, а комплексно ко всему каналу. Зритель начинает смотреть и уже не может остановиться", - отмечает Елена Исайкина.