Павел Кантышев
01.04.2016

"Короче, Apple напрягся", – пошутил премьер-министр Дмитрий Медведев, получив в декабре 2013 г. из рук гендиректора "Ростеха" Сергея Чемезова первый российский смартфон YotaPhone.

Главная особенность устройства – два дисплея, один из которых (черно-белый) работает по технологии "электронных чернил" E-ink и сохраняет изображение даже при севшей батарее.

Разработчик смартфона – Yota Devices, несколько лет назад выделившаяся из мобильного оператора Yota, не раскрывала ни выручку, ни общее количество проданных устройств; известно было лишь, что она убыточна. В четверг все эти показатели опубликовал гонконгский Rex Global Entertainment, готовящийся к покупке 30% Yota Devices за $46,2 млн у Telconet Capital Limited Partnership Сергея Адоньева и Альберта Авдоляна.

Из отчета Rex Global следует, что за все время с момента начала продаж и по конец сентября 2015 г. Yota Devices продала более 63 000 устройств. А к концу 2015 г. – уже 96 000, следует из слов гендиректора Marsfield (управляющая компания Telconet) Екатерины Лапшиной. Только в конце 2015 г., когда компания снизила цены, было раскуплено 12 000 устройств, добавила она.

Выручка Yota Devices за девять месяцев 2015 г. составила $15,9 млн – на 11% больше, чем годом ранее. Если такая же динамика сохранилась и в IV квартале, то за весь 2015 год компания могла заработать $33 млн. Товарные запасы на складах Yota Devices оценивались в конце сентября 2015 г. в $9 млн. На практике складские запасы редко превышают 25% годового оборота – производители обычно делают запас на три месяца вперед, говорит гендиректор российского представительства Lenovo Глеб Мишин. У Yota Devices они выше нормы – видимо, компания ожидала большего спроса, предполагает он. Абсолютные цифры продаж тоже свидетельствуют о невысоком спросе: только российский рынок исчисляется несколькими десятками миллионов устройств ежегодно, рассуждает Мишин. Вклад России в выручку Yota Devices за девять месяцев 2015 г. составил 50,7%.

Невысокий спрос Мишин объясняет узостью продуктовой линейки компании и высокой ценой устройства. Цена YotaPhone 2 на официальном сайте – 21 990 руб. С этим согласен собеседник "Ведомостей", знакомый с руководством Yota Devices. Второго экрана оказалось недостаточно, чтобы стимулировать спрос: сценарии его применения оказались не так привлекательны для покупателей, считает он. Вдобавок второй YotaPhone вышел на рынок в декабре 2014 г., как раз когда обвалился рубль. Лапшина согласна: девальвация сказалась на продажах.

Компания и ее акционеры (Telconet с 64,9%, "Ростех" с 25,1% и менеджмент с 10%) много инвестировали в разработки, технологии, каналы продвижения и продаж, логистику, центры поддержки клиентов – отсюда и убытки, объясняет Лапшина. Но благодаря этим инвестициям себестоимость смартфона снизится, обещает она, и модель YotaPhone 3, выход которой намечен на конец 2016 г., должна стать операционно рентабельной.