Алла Галанова
© ComNews
11.04.2016

Операторы связи считают нецелесообразным вносить изменения в закон "О связи", налагающие на операторов обязательства в течение трех лет хранить записи разговоров абонентов, текстовые сообщения и изображения. Соответствующий законопроект внесен в Госдуму в рамках пакета антитеррористических законодательных инициатив в конце прошлой недели. Представители телеком-отрасли говорят, что в случае принятия этого законопроекта его исполнение потребует значительных инвестиций.

Как пояснили представители ПАО "МегаФон", согласно действующему законодательству, в соответствии с постановлением рравительства РФ от 27.08.2005 №538 операторы связи в течение трех лет хранят и предоставляют органам Федеральной службы безопасности следующие сведения: фамилия, имя, отчество, место жительства и реквизиты основного документа, удостоверяющего личность, представленные при личном предъявлении абонентом указанного документа, сведения о расчетах за оказанные услуги связи, в том числе о соединениях, трафике и платежах абонентов и сведения об абонентских номерах, используемых абонентом.

Кроме того, в соответствии с приказом Минкомсвязи России от 16.04.2014 №83 операторы хранят только факты сессий в Интернете, а не их содержание. По выбранным субъектам должна обеспечиваться возможность хранения трафика за период не менее 12 часов.

Законопроект же о котором идет речь, носит название "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части установления дополнительных мер противодействия терроризму и обеспечения общественной безопасности" (№1039149-6) и был внесен в Госдуму в конце прошлой недели. Его внесли депутат Государственной Думы Ирина Яровая и член Совета Федерации Виктор Озеров.

Законопроект предполагает в числе прочего внесение изменений в п.1 ст.64 Федерального закона от 7 июля 2003 г. №126-ФЗ "О связи".

Этот пункт предлагается изложить в следующей редакции: "Операторы связи обязаны хранить на территории Российской Федерации в течение трех лет информацию о фактах приема, передачи, доставки и (или) обработки голосовой информации и текстовых сообщений, включая их содержание, а также изображения, звуки или иные сообщения пользователей услугами связи и предоставлять уполномоченным государственным органам, осуществляющим оперативно-розыскную деятельность или обеспечение безопасности Российской Федерации, указанную информацию, информацию о пользователях услугами связи и об оказанных им услугах связи и иную информацию, необходимую для выполнения возложенных на эти органы задач, в случаях, установленных федеральными законами".

Как отметила пресс-секретарь ПАО "МегаФон" Юлия Дорохина, эта законодательная инициатива предполагает, что помимо данных о расчетах за услуги и сведений об абоненте нужно будет хранить на территории Российской Федерации в течение трех лет информацию о фактах приема, передачи, доставки и обработки голосовой информации и текстовых сообщений, включая их содержание, а также изображения, звуки или иные сообщения пользователей услугами связи. "Это означает, что объем информации должен исчисляться миллиардами Тбайт. На данный момент не существует средств, которые способны обеспечить хранение информации в таком объеме. Мы в настоящее время пытаемся оценить эти гигантские объемы", - говорит она.

По оценкам "МегаФона", инфраструктура, способная обеспечить подобное хранение для каждого оператора обойдется в десятки миллиардов рублей. "Это все равно что хранить весь объем информации Интернета и все телефонные переговоры на каждого пользователя", - говорит Юлия Дорохина.

Она также подчеркивает, что законопроект до настоящего времени публично и в экспертном сообществе не обсуждался. "В текущей экономической ситуации подобные изменения нецелесообразны. Очевидно, что лучше распорядиться столь крупными средствами для иных инвестиций", - уверена пресс-секретарь ПАО "МегаФон".

В пресс-службе Tele2 (ООО "Т2 Мобайл") отметили, что в настоящий момент изучают документ и оценивают его возможное влияние на бизнес компании.

Операторы, чьим основным профилем являются услуги проводного интернет-доступа, также говорят возможном увеличении расходов в связи с этой законодательной инициативой. Так, представитель ПАО "Ростелеком" в беседе с корреспондентом ComNews отметил, что данная инициатива существенно увеличит расходы операторов связи.

В пресс-службе компании "Акадо" отмечают, что инициатива повлечет за собой затраты операторов связи на приобретение и обслуживание дополнительного энергоемкого и дорогостоящего оборудования, а также создание дополнительных площадок (ЦОД) для хранения данных.

В пресс-службе NetByNet (ООО "Нет Бай Нет Холдинг") говорят о том, что намерены на безусловной основе следовать законодательству РФ. "Мы будем внимательно следить за развитием событий в части обсуждения данной инициативы", - отмечают в NetByNet.  

В компании "МегаФон" указывают еще на один аспект относительно законопроекта. По словам представителей оператора, сейчас указанная выше информация предоставляется только уполномоченным государственным органам, осуществляющим оперативно-розыскную деятельность, и вопросы предоставления строго регламентированы в законодательстве. "В обсуждаемом законопроекте появляются еще органы, обеспечивающие безопасность Российской Федерации. Соответственно, размывается субъект, которому может быть предоставлена подобная информация, и порядок ее предоставления", - отмечают в "МегаФоне".

Финансовый аналитик группы компаний "Финам" Тимур Нигматуллин говорит о том, что предложенные нововведения обойдутся операторам в десяток миллионов долларов. А с учетом последующих, поправок, возможно и больше.

Такие расходы, по его мнению, эквивалентны стоимости обустройства среднего ЦОДа для обработки данных в системе СОРМ (система технических средств для обеспечения функций оперативно-розыскных мероприятий). По этой причине подобные расходы могут оказаться неподъемными для большинства небольших игроков рынка.

"На мой взгляд, подобные требования нарушают конституцию - если не букву, так ее "дух" - и не должны быть приняты. Защита от терроризма не должна являться универсальным оправданием подобным инициативам. Вообще, с экономической точки зрения, терроризм косвенно наносит на несколько порядков больше урона, чем напрямую из-за огромных и крайне неэффективных расходов на безопасность и ограничения свобод граждан", - говорит Тимур Нигматуллин. Он считает, что вероятность принятия законопроекта невысока, поскольку он внесен непрофильным комитетом Госдумы (по безопасности).

По оценке адвоката Александра Титова, большей части пользователей законопроект будет безразличен. А для операторов он по факту не нужен, поскольку вынуждает закупать дополнительное оборудование. "Закон необходим лишь государству, поскольку нужен для контроля за населением", - говорит он.

Александр Титов также отмечает, что сейчас действует требование о шести месяцах хранения информации по закону "Об информации, информационных технологиях и о защите информации". Согласно ст.10.1 закона организатор распространения информации в сети "Интернет" обязан хранить на территории Российской Федерации информацию о фактах приема, передачи, доставки и (или) обработки голосовой информации, письменного текста, изображений, звуков или иных электронных сообщений пользователей сети "Интернет" и информацию об этих пользователях в течение шести месяцев с момента окончания осуществления таких действий, а также предоставлять указанную информацию уполномоченным государственным органам, осуществляющим оперативно-розыскную деятельность или обеспечение безопасности Российской Федерации, в случаях, установленных федеральными законами.

Однако Александр Титов обращает внимание на то, что законопроект №1039149-6 предлагает изменить и эту статью. "В части срока хранения информации заменить шесть месяцев на три года, и в части необходимости хранить содержание информации, а не только информацию о фактах обмена сообщениями", - уточняет он.

"В моей практике был случай, когда следствие не смогло получить электронную переписку подозреваемого, так как он ее просто удалил с сервера "Яндекс.Почта" до ее выемки. С принятием закона этого сделать будет невозможно. Правда, непонятно, почему установили срок хранения три года. По особо тяжким преступлениям срок давности привлечения к уголовной ответственности - 15 лет. Логично было бы ориентироваться именно на этот срок", - говорит Александр Титов.  

Александр Титов считает, что закон реализовать весьма сложно, но вполне реально, хоть это и потребует больших денежных затрат со стороны операторов.