Алла Галанова
© ComNews
11.04.2016

Злоумышленники используют мошеннические схемы, при которых выманивают деньги у абонентов услуг проводной связи (ШПД и платного ТВ), представляясь сотрудниками оператора. В текущем месяце ряд таких случаев зафиксирован в Петербурге.

Оператор "Ростелеком" сообщил, что в апреле 2016 г. в Петербурге были зафиксированы обращения абонентов услуги платного телевидения по факту мошеннических действий. "Злоумышленники, совершив несанкционированное отключение абонентов от сети кабельного телевидения "Ростелекома" и представившись сотрудниками компании, проникали в квартиры петербуржцев под предлогом устранения неисправностей. Мошенники имитировали восстановление услуг и взимали плату за выполнение работ", - говорится в сообщении ПАО "Ростелеком".

Пресс-секретарь "Ростелекома" Андрей Поляков отмечает, что на данный момент зафиксировано чуть более 20 обращений, но речь идет о тех случаях, когда абоненты перезвонили в компанию и оставили данные. В реальности, как отмечают в компании, пострадавших может быть и больше.

"Пока все случаи зафиксированы по трем районам Петербурга - Василеостровскому, Московскому, Красногвардейскому До конца марта случаи были единичны, и только на Васильевском острове в марте зафиксирован резкий рост обращений по этому поводу", - отмечает Андрей Поляков.

 "Ростелеком" предупреждает абонентов о том, что инженеры компании не приходят в квартиры клиентов без вызова и оформления заявки на восстановление услуг. В компании акцентируют внимание, что большинство проблем со связью оператор ликвидирует бесплатно, а если работы осуществляются платно, то сотрудники сервиса не взимают с абонентов наличную оплату на месте. "Кроме того, сотрудники "Ростелекома" не занимаются обходом квартир в домах с целью опросов абонентов об услугах связи", - сообщают представители оператора.

Другие интернет-операторы, опрошенные ComNews, утверждают, что в своей практике со случаями использования такой мошеннической схемы им сталкиваться не приходилось.  

Например, в пресс-службе ПАО "Московская городская телефонная сеть" (МГТС) заявили, что им неизвестно о таких случаях. "Однако мы рекомендуем нашим клиентам быть более бдительными и не впускать в квартиру посторонних и незнакомых людей. Все сотрудники ПАО "МГТС" одеты в специальную униформу с логотипом компании, имеют при себе удостоверение сотрудника компании, а также документы, подтверждающие вызов, по этой причине технические специалисты компании не приходят в квартиры клиентов без вызова и оформления заявки на восстановление услуг, не обходят квартиры на предмет проверки работоспособности оборудования", - говорят представители пресс-службы МГТС.  

В пресс-службе "Акадо" отмечают, что подобных случаев мошенничества не было. "Восстановление услуг мы производим бесплатно вне квартиры и в самой квартире абонента, за исключением случаев, когда поломка произошла по вине или недосмотру пользователя. Кроме того, визит мастера происходит только после предварительного уведомления клиента. Мастера всегда в одежде с логотипом компании, а также есть документ, подтверждающий работу в "Акадо Телеком", - говорят представители оператора.

В NetByNet (ООО "Нет Бай Нет Холдинг") также утверждают, что подобные ситуации не зафиксированы. "Мы не сталкивались с такими ситуациями, но в нашей компании разработана специальная политика по реагированию на подобные случаи. Мы готовы оперативно через СМИ и свой сайт информировать абонентов о таких случаях и призывать их обращаться в правоохранительные органы", - отмечают в пресс-службе компании.

Тем не менее примеры попыток реализации подобной мошеннической схемы были и ранее. Например, мурманский филиал ФГУП "Российская телевизионная и радиовещательная сеть" (РТРС) весной прошлого года сообщал о мошенниках, которые распространяли листовки от имени РТРС. Обманщики предлагали клиентам услугу подключения к цифровому телевидению за несколько тысяч рублей (см. новость ComNews от 22 мая 2015 г.).  

В целом же мошенники достаточно активно используют схему, при которой обращаются к потенциальной жертве от имени какой-либо организации. Однако для минимизации рисков в большинстве случаев они предпочитают действовать дистанционно - через телефон, и целью их является получение информации о данных банковской карты жертвы. Например, уже хорошо известна схема, когда для получения данных о банковских картах рассылались SMS якобы от имени банков. А летом 2015 г. "МегаФон" выявил новую разновидность телефонного мошенничества - так называемый "звонок из Пенсионного фонда". Потенциальным жертвам звонили злоумышленники, выбирая при этом наименее осведомленных о схемах мошенничества граждан, в том числе пенсионеров, и представлялись, сотрудниками Пенсионного фонда.

Звонящие сообщали приятную новость: пенсионеру полагаются некие недоплаченные льготы, которые будут переведены на его банковскую карту. Для этого требуется продиктовать данные карты, а также, подойдя к банкомату, оформить услугу "Мобильный банк" на номер, продиктованный "бухгалтером". После чего все денежные средства с банковского счета злоумышленниками оперативно выводились (см. новость ComNews от 14 июля 2015 г.).