© ComNews
22.04.2016

АО "Информационные спутниковые системы" им. академика М.Ф.Решетнева" (ИСС) впервые провело специальный брифинг для игроков отрасли спутниковой связи по теме страхования российских спутников при эксплуатации на орбите. Цель отечественного спутникостроителя - стать более открытыми для страховщиков, а также попытаться исправить сложившееся отношение игроков мирового рынка перестрахования рисков к спутникам производства ИСС.

Об этом корреспонденту ComNews рассказал начальник управления стратегического развития ИСС Сергей Барыкин на VIII Международной конференции Satellite Russia & CIS 2016, организованной ComNews Conferences.

Брифинг проходил в Париже 30-31 марта. Инициаторами этого брифинга, помимо ИСС, стали ФГУП "Космическая связь" (ГПКС) и ОАО "Газпром космические системы" (ГКС). Одним из поводов для встречи был и вышедший в ноябре из строя израильский космический аппарат Amos-5, произведенный ИСС. На встрече присутствовали представители нынешних и потенциальных компаний-заказчиков продукции ИСС, а также российские страховые компании и игроки мирового рынка перестрахования.

По словам Сергея Барыкина, такой брифинг прошел впервые, в то время как западные производители спутников регулярно проводят подобные мероприятия. Он не исключил, что ИСС в будущем будет вновь организовывать такие брифинги. Представители ИСС на брифинге отвечали на вопросы страховщиков, рассказывали о технологическом устройстве спутников отечественного производства. "Предприятие хочет быть открытым для страховщиков и потенциальных заказчиков, а также улучшить ситуацию, которая сложилась вокруг спутников ИСС на рынке страхования", - отметил Сергей Барыкин.

Тем временем игроки отрасли бьют тревогу: они столкнулись с тем, что страховые компании опасаются страховать риски эксплуатации российских спутников на орбите или же значительно повышают страховые премии.

"С моей точки зрения, сегодня самая злободневная тема - это страхование космических аппаратов российского производства. Эта тема нас очень тревожит. Страховка на российские спутники начинает буксовать", - говорит заместитель генерального директора по экономике и финансам ГКС Наталья Рамазанова. Она пояснил, что если не будет страхования запуска и эксплуатации спутника на орбите, предприятию никогда не дадут кредит, а если не дадут кредит, то не будет построен спутник.

Президент Российской ассоциации авиационных и космических страховщиков (РААКС) Павел Шутов отметил, что действительно есть проблема со страхованием орбитальных рисков российских спутников. По его словам, причина тому - аварии космических аппаратов EgyptSat-2 и Amos-5, оба спутника произведены российскими предприятиями. "Рынки уже начали платить большие возмещения, это не очень приятно. Но что особенно неприятно - это то, что для игроков рынка страхования не ясны причины этих аварий. Вот почему иностранные страховщики стали не очень хорошо относиться к страхованию российских спутников связи, - пояснил он. - К этому приводит качество расследования страховых случаев, а также донесение до общественности причин аварий". Из-за этого страховщики опасаются, что при последующем страховании российских группировок они столкнутся с теми же авариями.

Заместитель генерального директора по маркетингу и бизнес-планированию ГКС Игорь Кот отметил, что для страховщика важно знать причину аварии. Если производитель ее определил, то значит, он будет работать над ее устранением, а страховщик, будучи осведомленным об этом, не будет сильно повышать страховые ставки.

Начальник отдела страхования космической деятельности СПАО "Ингосстрах" Александр Шевченко согласен с коллегой. "Это самая главная проблема. Но все не так хорошо и с другими рисками - например, с запуском ракеты-носителя "Протон-М". Западные игроки зачастую либо отказываются страховать запуски спутников, либо завышают тарифные ставки", - отметил он.

Наталья Рамазанова уточнила, что страхование пусков на ракетах европейского и американского производства - дешевле. Может возникнуть ситуация, когда для российских компаний более привлекательным станет запуск спутника не на российской ракете, а на зарубежной - по причине более выгодных страховых ставок.

Источник ComNews на телекоммуникационном рынке отметил, что страховщики уже отказались страховать риски, связанные с поломками именно самой спутниковой платформы, произведенной фирмой ИСС. Не исключено, что если аварии с платформой повторятся, то оператор спутниковой связи не получит страхового возмещения за это, а такая ситуация может грозить судебными исками.