Новости / май 2016
МТС обошла конкурентов по росту выручки, сделав платной услугу "Вам звонили"

Олег Сальманов
05.05.2016

В IV квартале 2015 г. МТС резко – на 1,5 млрд руб., или почти в 2,3 раза, – нарастила доходы от так называемых "других дополнительных услуг" (Value Added Services, VAS) по сравнению с уровнем годичной давности, свидетельствуют данные AC&M Consulting.

Рост стал рекордным для МТС – в предыдущие три года они росли на 10–60% за квартал. У "Мегафона" выручка от "других VAS" выросла в IV квартале 2015 г. на 25% (или на 757 млн руб.), а у "Вымпелкома" – на 27% (518 млн руб.).

В результате МТС стала лидером и по росту доходов от мобильной связи в России: они выросли у нее в IV квартале на 0,4%, у "Вымпелкома" – на 0,3%, а у "Мегафона" – сократились на 0,6%.

К "другим VAS" AC&M Consulting причисляет мобильную коммерцию, такие сервисы, как push-to-talk, голосовая почта, АОН, анти-АОН, конференц-звонки. Сюда же попадает и услуга "Вам звонили" – информирование о пропущенных вызовах, говорит аналитик AC&M Consulting Оксана Панкратова и подтверждает представитель МТС. Долгие годы эта услуга была бесплатной, но с апреля 2015 г. МТС начала брать за нее с подписчиков некоторых тарифов по 0,6 руб. в сутки, а с 1 октября ввела плату и на пакетных тарифах Smart, повысив ее до 0,9 руб. (27 руб. в месяц).

Какая часть ее абонентов подписана на пакетные тарифы, МТС не сообщает. По оценке гендиректора "ТМТ консалтинга" Константина Анкилова – 30–40%. По данным гендиректора Telecom Daily Дениса Кускова, из тех абонентов, которые знают, что услуга стала платной (а это далеко не все), только 40% от нее отказались. Если опираться на эти оценки, а также на число sim-карт, обслуживаемых МТС в России (76,9 млн), получается, что с IV квартала 2015 г. за услугу "Вам звонили" стали платить 14–18 млн ее абонентов. За три месяца МТС могла снять с каждого из них за оповещения о пропущенных вызовах по 81 руб., а в сумме – 1,1–1,5 млрд руб., это составило бы 1,5–2% всей квартальной выручки МТС от мобильной связи в России.

Сотрудник другого оператора говорит, что платное информирование о пропущенных вызовах приносит ему 0,5–1% выручки. Правда, на пакетных тарифах "Вымпелкома" и "Мегафона" эта услуга бесплатна, а Tele2 берет за нее деньги (0,5 руб. в день) только на самом экономичном пакетном тарифе "Черный", говорят их представители.

МТС учитывает в сегменте "другие VAS" в том числе и доходы от мобильной коммерции, напоминает ее представитель Дмитрий Солодовников. На росте доходов от "других VAS" сказались, по его словам, масштабная рекламная кампания денежных переводов с мобильного счета, а также ряд совместных проектов с Ali Express и крупными игорными компаниями. Какую долю в этом росте составили доходы от услуги "Вам звонили", Солодовников не уточнил. Примерно половину, считает Панкратова.