Виктор Савицкий
© ComNews
16.05.2016

Российские ИТ-компании выходят на рынок программных продуктов в области 3D-картографии для беспилотного автотранспорта. Объем этого рынка оценивается в 2,4 трлн руб. В частности, группа компаний Cognitive Technologies объявила о разработке программного обеспечения (ПО), которое позволит создавать высокоточные 3D-карты. Его прототип планируют выпустить до конца 2016 г.

О создании нового отечественного ПО заявил генеральный директор Cognitive Technologies Андрей Черногоров, выступая на X Международном навигационном форуме, проходившем в дни выставки "Навитех".

"Сейчас разработана общая концепция ПО и ведутся работы по программированию. Определены основные функции разрабатываемого решения. Во-первых, картографическое ПО будет обеспечивать сбор данных и реализовывать функцию автоматической идентификации и классификации объектов. Во-вторых, осуществлять привязку к местности. В-третьих, переводить массивы собранных данных в информацию, пригодную для дальнейшего использования в беспилотных транспортных средствах и других картографических сервисах", - рассказал ComNews Андрей Черногоров. Он добавил, что прототип ПО планируется выпустить до конца 2016 г.

По его словам, решение заточено на кроссплатформенность и может быть использовано разработчиками беспилотных транспортных средств как наземных, так и воздушных. Карта, по которой будет автоматически прокладывать свой маршрут беспилотник, должна быть максимально детализирована и учитывать любые, даже самые мельчайшие особенности местности: рельеф, строительные объекты, временные и постоянные препятствия на маршруте.

В Cognitive Technologies ожидают, что картографическое ПО будет востребовано среди действующих разработчиков беспилотных транспортных средств (ПАО "КАМАЗ", "Группа ГАЗ", ГК Volgabus), а также у производителей летательных средств. Предполагается, что система будет интегрирована в "ЭРА ГЛОНАСС".

"Существующие сегодня ресурсы типа Open Street Map (проект по созданию свободно редактируемой детальной карты мира - Прим. ComNews) имеют недостаточную точность позиционирования объектов для использования беспилотных автомобилей. Для организации эффективного использования беспилотников на территории всей страны требуются совершенно иные стандарты с точностью позиционирования до сантиметров. Мы хотим дать сообществу ключ для создания карт нового поколения", - сказал Андрей Черногоров.

Создание ПО такого уровня, как считает он, является вызовом для Cognitive Technologies, так как подобные по сложности задачи пытаются решать компании Google и Apple. По словам Андрея Черногорова, на данный момент таких продуктов, которые бы отличались необходимой точностью для использования беспилотных автомобилей, нет.

"Карты для роботов - это гигантский рынок. Мы оцениваем объем рынка картографии для целей беспилотного транспортного движения в 2,4 трлн руб. Те карты, которые сейчас существуют, для роботов не подходят", - отметил он.

По мнению заместителя генерального директора компании "Совзонд" Максима Болтачева, сейчас есть два препятствия в отношении картографического программного обеспечения: это точность карт и актуальность данных.

"Возникает проблема секретности, причем не только в России. Во многих странах картографический материал масштаба 50 тыс. и мельче подлежит засекречиванию (топографические карты территории РФ до масштаба 1:50 000 включительно являются секретными - Прим. ComNews). Все это осложняет нашу реальность. Государству стоит подумать о том, чтобы актуализировать картографическую пространственную информацию", - сообщил Максим Болтачев.

По мнению директора MobilEye Vision Technologies Ltd Романа Ферштера важным вопросом в развитии беспилотного автотранспорта является локализация машины на карте. Компания MobilEye Vision Technologies Ltd, по его словам, также ведет разработки в этой области.

"Подход компании Google к навигационным картам мы считаем сложным для реализации. Нужна точность до 10 см. Невозможно остановиться за метр после пешехода, надо остановиться за 10 см. до него. И когда мы говорим про автономный автомобиль, мы говорим прежде всего про безопасность", - заявил Роман Ферштер.

 По его словам, Google не предполагает постоянное обновление карт, оно происходит лишь раз в какое-то время. "Карты, которые делаем мы, будут обновляться в реальном времени", - сообщил директор MobilEye Vision Technologies Ltd.