Виктор Савицкий
© ComNews
19.05.2016

Оборот российского системного интегратора "Техносерв" в 2015 г. увеличился на 14,7% по сравнению с 2014 г. и достиг 51,8 млрд руб. 67% доходов компании принесли услуги системной интеграции, а 21% - ИТ-аутсорсинг. Такие данные компания приводит в финансовом отчете за прошлый год. Аналитики считают динамику развития компании позитивной на фоне общего падения ИТ-рынка, а драйвером роста "Техносерва" называют сегмент B2G, который все активнее инвестирует в ИТ с целью сократить издержки.

Направление консалтинга обеспечило "Техносерву" 11% выручки. Направление по разработке программного обеспечения сгенерировало 1% выручки - так же, как и в 2014 г.

Наибольший рост бизнес ГК "Техносерв" показал в государственном секторе (более чем на 30%) и в энергетике (более чем на 60%).

"Оборот группы "Техносерв" в 2015 г. вырос на 14,7%. Основной вклад в этот результат внесли системная интеграция, деятельность по оказанию сервиса и аутсорсинга и консалтинговые услуги. Серьезные проекты были реализованы в финансовом и телекоммуникационном секторах, активно велась работа с госструктурами. В течение прошедшего года группа активно трудилась над собственными продуктами для различных отраслей, в том числе в рамках развития практик "Безопасный город", Big Data и аналитика", - отметил президент ГК "Техносерв" Сергей Корнеев.

В структуре оборота 2015 г. основными составляющими интеграционного направления "Техносерва" стали проекты для операторов связи, государственных и финансовых структур.

Как сообщили в "Техносерве", компания в минувшем году исполнила ряд крупных проектов. В частности, создание федерального хранилища данных (ППО "Федерация") в интересах Федеральной миграционной службы РФ, поддержка ИТ-инфраструктуры Пенсионного фонда России, создание информационно-телекоммуникационной сети Росгидромета, развитие системы управления эксплуатацией Федерального казначейства.

В 2015 г. консалтинговые услуги стали одним из драйверов развития компании "Техносерв" и показали существенные рост, сгенерировав более 11% от общего оборота группы. Практически во всех крупных проектах ГК "Техносерв" ("Техносерв", "Техносерв Консалтинг", "Рексофт") присутствовали работы по ИТ-консалтингу.

Основным направлением консалтинговых услуг стали проекты в области CRM, ERP, BI и BPM-систем. Кроме того, группа активно развивает вновь открывшуюся практику по внедрению 1С.

Как сообщили в "Техносерве", компания в прошлом году  развивала партнерство с инновационным центром "Сколково", куда были собраны разработчики ПО из трех компаний группы. На базе центра велась разработка собственных программных продуктов для отраслевых рынков. На данный момент в портфеле группы "Техносерв" - 15 готовых продуктов по направлениям телекоммуникаций, информационных систем, комплексных систем безопасности и биометрии.

Также развивалось направление заказной программной разработки, возглавляемое компанией "Рексофт". В 2015 году в обороте "Рексофт" основными драйверами роста остались проекты для финансовых и государственных структур. Наибольшую динамику показало направление электронной коммерции, которое продемонстрировало двукратный рост клиентской базы

По словам руководителя пресс-службы ГК "Техносерв" Екатерины Андреевой, компания безусловно ощутила влияние кризиса в 2015 г.

"Как и весь рынок, "Техносерв" почувствовал на себе кризис. Если говорить о корпоративном секторе, то в прошлом году ИТ-бюджеты в массе своей остались в рублях на уровне 2014 г., и этот тренд перенесен на 2016 г. От ИТ требуют максимальной эффективности в заданных условиях, без возможности рассчитывать на какое-либо расширение. Сегодня компании четко выделяют в бюджетах расходы, которые требуются на поддержание приложений и существующей инфраструктуры. К примеру, ИТ-директора внимательно смотрят на возможность замены мощностей, где гарантийная поддержка уже исчерпана, на полностью новые, но уже с учетом включенной пятилетней гарантийной поддержки. Таким образом, часть операционных расходов перетекает в кейсы, позволяющие экономить на OPEX в будущем", - сообщила ComNews Екатерина Андреева. Она добавила, что заказчики вкладываются только в те проекты, которые нужны бизнесу здесь и сейчас. Это, по ее словам, подталкивает компании к передаче части ИТ-услуг и инфраструктуры на аутсорсинг. "В 2015 финансовом году это направление в "Техносерве" выросло более чем на 25%", - добавила Екатерина Андреева.

По мнению финансового аналитика ГК "Финам" Тимура Нигматуллина, компания "Техносерв" представила позитивные данные по динамике оборота.

"Рост выручки на 14,7% произошел вопреки отрицательной динамике рынка ИТ, падение которого составило почти 20%. Судя по всему, драйвером роста стал сегмент B2G. Госорганы и госкомпании все чаще инвестируют в ИТ с целью сокращения разного рода операционных издержек. Впрочем, компания ни слова не сказала о рентабельности и долговой нагрузке. Таким образом, несмотря на рост выручки, сложно оценить, насколько успешно компания справляется с кризисом", - сообщил ComNews Тимур Нигматуллин.

Начальник управления операций на российском фондовом рынке ИК "Фридом Финанс" Георгий Ващенко считает, что достижением "Техносерва" можно считать рост продаж на фоне того, что спад в экономике негативно сказался на развитии сектора. Также, по его мнению, "Техносерв" спасло то, что большинство его клиентов - крупные и государственные компании, а контракты на услуги интеграции и сервиса, по-видимому, были долгосрочными.

"В будущем драйвером роста может стать импортозамещение, поскольку госпредприятия обязаны строить ИТ-инфраструктуру преимущественно на отечественной продукции, а "Техносерв", как крупный интегратор, сумеет предложить заказчикам лучшие условия на большие объемы. Несмотря на то что отечественные продукты, как предполагается, будут стоить дешевле импортных аналогов, это не обязательно приведет к сокращению выручки. По итогам года рост рынка системной интеграции может составить более 10% в денежном выражении", - рассказал ComNews Георгий Ващенко.

Заместитель директора аналитического отдела "Альпари" Наталья Мильчакова считает успешными финансовые итоги "Техносерва" за 2015 г., особенно для периода кризиса.

"Рост выручки почти на 15% за прошлый год - в прямом смысле дорогого стоит, потому что рынок ИТ-услуг, по нашим оценкам, в 2015 г. упал на 18%. В отдельных сегментах, например в сегментах по отдельным группам клиентов, темпы роста выручки еще выше", - сообщила ComNews Наталья Мильчакова.

"Если сравнивать ("Техносерв" - Прим. ComNews) с компанией EPAM Systems, то у него за прошлый год выручка выросла на 25%, то есть побольше, но и конкурент покрупнее. А если сравнивать с системным интегратором "Крок" (ЗАО "КРОК инкорпорейтед" - Прим. ComNews), то "Техносерв", безусловно, прошел 2015 кризисный год успешнее. Но у "Техносерва" и выручка вдвое больше. Однако все-таки наилучшим показателем успешности является прибыль и рентабельность, а не только одна выручка. А эти данные компания не раскрывает", - добавила Наталья Мильчакова.

По ее словам, драйвером роста "Техносерва" является то, на чем компания зарабатывала даже в кризисном 2015 г. - ИТ-услуги, аутсорсинг, ЦОДы, системная интеграция, консалтинг.

"Особенно следует обратить внимание на ЦОДы - это очень перспективный бизнес. Важно также, чтобы компания диверсифицировала портфель клиентов, не останавливалась только на проектах в нескольких отраслях, а работала с разными отраслями. В области диверсификации клиентов "Крок", на мой взгляд, в прошлом году больше преуспел", - отметила Наталья Мильчакова.

Как сообщал ранее ComNews, выручка российского интегратора "КРОК инкорпорейтед" в 2015 г. впервые за последние несколько лет начала расти. Она увеличилась на 4,2% и составила 27,5 млрд руб. На это повлияло в том числе увеличение проектов, связанных с импортозамещением, а также стремление компаний повышать эффективность бизнеса и снижать затраты, внедряя ИТ-решения. Самый значительный рост в выручке "Крок" продемонстрировали промышленный сектор и госсектор (см. новость ComNews от 27 апреля 2016 г.).