© ComNews
20.05.2016

Несмотря на рост выручки ПАО "Мобильные ТелеСистемы" на Украине на 5%, до 2,8 млрд гривен, в I квартале 2016 г., рентабельность OIBDA бизнеса снизилась до 29,1% - это самый низкий показатель среди других стран присутствия МТС. Тем не менее аналитики не считают его критичным. Оператор объясняет это расходами на ребрендинг и запуск сетей 3G и ожидает роста рентабельности уже во II квартале. По оценкам аналитиков, самые сильные результаты группа показала на рынке Белоруссии, а самые слабые - в Армении и Туркменистане.

Выручка группы МТС в I квартале 2016 г. выросла на 7,9%, до 108,1 млрд руб. Из них 96,3 млрд руб. оператору принес бизнес в России, а 11,8 млрд руб. - доходы от работы на Украине, в Армении, Туркменистане, Узбекистане и Белоруссии. "Мы видим слабые показатели в ряде зарубежных дочерних компаний, что обусловлено макроэкономическими факторами", - сказал президент группы МТС Андрей Дубовсков.

Выручка оператора на Украине за I квартал 2016 г. по отношению к аналогичному периоду 2015 г. выросла на 5%, до 2,8 млрд гривен. Показатель OIBDA упал на 35,1%, до 803 млн гривен, а маржа OIBDA снизилась до 29,1% (в I квартале 2015 г. она составляла 47%). Абонентами МТС на Украине являются 20,7 млн пользователей.

"Серьезное понижение маржинальности связано с большими затратами на начало взаимодействия с Vodafone и на ребрендинг. Сказались такие причины, как рост себестоимости международных вызовов, увеличение их количества. Кроме того, надо вспомнить и об активном строительстве сетей 3G на Украине. Вместе с тем мы с уверенностью утверждаем, что восстановим нормальный уровень маржинальности в самое ближайшее время", - сказал Андрей Дубовсков.

Сильнее всего выручка МТС просела в Армении и Туркменистане. В Армении доходы оператора снизились на 16,4% год к году, до 14,2 млрд драмов. Маржа OIBDA составляет 39,7% (в I квартале 2015 г. - 48,1%). Количество абонентов МТС в Армении снизилось с 2,1 млн пользователей в I квартале 2015 г. до 2,09 млн в I квартале 2016 г.

Как отметил Андрей Дубовсков, армянский бизнес, к сожалению, стагнирует. Вице-президент МТС по маркетингу Василь Лацанич поясняет, что в Армении и на Украине сложилась похожая ситуация с "обмелением международного трафика на фоне страновой экономики". "Драйвером снижения выручки стало уменьшение международного трафика и звонков в роуминге. Но если, например, при размерах России это не так ярко сказывается, то по небольшой Армении это ударило сильнее всего. Мы там проглотили горькую пилюлю", - отметил Василь Лацанич, предположив, что армяне продолжают общаться и звонить, но по мессенджерам.

Выручка оператора в Туркменистане упала на 6,4% год к году, до 67,3 млн манатов. Маржа OIBDA составила 35,5%. Если в этой стране в I квартале 2015 г. у МТС было 1,67 млн абонентов, то в I квартале 2016 г. их стало 1,62 млн.

В Узбекистане оператор продолжает увеличивать и выручку, и абонентскую базу. Доходы МТС в этой республике за I квартал 2016 г. составили 85,2 млрд сумов (в I квартале 2015 г. - 19,3 млрд сумов). 1,28 млн жителей Узбекистана являются абонентами МТС (в I квартале 2015 г. их было 424 тыс.).

"Бизнес в Узбекистане демонстрирует неплохие темпы роста, но мы отдаем себе отчет в том, что мы вряд ли достигнем того уровня, на котором находились до нашего ухода из республики в 2012 г. Тогда у нас было около 9,5 млн абонентов. Теперь за полтора года работы мы набрали около миллиона с лишним абонентов", - сетует Андрей Дубовсков.

Выручка оператора в Белоруссии выросла на 26,8%, до 1,5 млрд белорусских рублей. Маржа OIBDA составила 45,7% (в I квартале 2015 г. - 54,5%). Число абонентов оператора в республике не меняется уже больше года и находится на уровне 5,3 млн пользователей.

По словам аналитика ГК "Финам" Тимура Нигматуллина, российский сегмент генерирует более 89% общей выручки, таким образом, показатели прочих стран СНГ слабо влияют на общие показатели группы МТС. Тем более в последние кварталы на бизнесе оператора сказывается эффект курсовых разниц из-за волатильности валют", - отметил он. По его словам, наиболее крупный сегмент после РФ - украинский - показывает неплохие темпы роста на фоне маркетинговых усилий и строительства сетей в регионе.

Как говорит аналитик Райффайзенбанка Сергей Либин, результаты в СНГ не впечатляют, в первую очередь в Армении и Туркменистане. По его словам, на бизнес группы значительно повлияли макроэкономические факторы.

Заместитель директора аналитического отдела "Альпари" Наталья Мильчакова считает самым сильным бизнес МТС в Белоруссии. "Это притом что российские операторы сотовой связи жестко конкурируют на белорусском рынке, - отметила она. Украина, несмотря на кризис, тоже остается достаточно перспективным рынком. Рентабельность почти в 30% - тоже неплохой результат".