Новости / июнь 2016
России светит дефицит ИТ-специалистов

Виктор Савицкий
© ComNews
01.06.2016

Доля ИТ-специальностей в общем количестве программ подготовки специалистов в РФ составляет лишь 14%. Такие данные привел Региональный общественный центр интернет-технологий (РОЦИТ) на площадке форума "Интернет + Образование". По словам председателя Комитета Государственной Думы по информационной политике, информационным технологиям Леонида Левина, к 2020 г. в ИТ-индустрии будет критическая нехватка молодых специалистов. Он считает, что необходимо создать целевую программу подготовки ИТ-кадров и активно заниматься профориентацией школьников.

Как сообщил директор РОЦИТ Сергей Гребенников, в общем количестве программ подготовки специалистов в России доля ИТ-специалистов составляет всего 14%. При этом учебные программы характеризуются инерционностью, преобладают традиционные формы обучения. "Чтобы изменить ситуацию к лучшему, необходимо активнее привлекать крупные ИТ-компании к образовательному процессу, создавать механизмы социального заказа на специалистов, совершенствовать формы обучения", - сообщил он на форуме "Интернет+Образование", призвав Министерство образования РФ и бизнес вкладываться в ИТ-образование.

Леонид Левин считает, что через четыре года в сфере ИТ наступит дефицит квалифицированных кадров. "В 2020 г. в ИТ-индустрии прогнозируется довольно критическая нехватка молодых специалистов. Огромный спрос на ИТ-сотрудников не может быть удовлетворен тем количеством абитуриентов, которые поступают на технические факультеты вузов. При этом 87% абитуриентов ИТ-специальностей не имеют достаточной информации о профессии, на которую собираются учиться", - сообщил Леонид Левин.

По его словам, помочь абитуриентам в данной ситуации может система профориентации карьерного планирования. РОЦИТ, отрасль и государство активно занимаются профориентацией школьников. Успешно реализуются такие проекты, как "БудуГуру", "IT - моя будущая профессия", которые созданы и поддерживаются РОЦИТ. Уже существуют успешные примеры интеграции бизнеса и вузов на почве эффективного обучения, однако до сих пор такие шаги - скорее исключение, чем правило. "Нам нужна целевая программа подготовки кадров. Предлагаю объединить все успешные практики в создании экспериментальной программы эффективной подготовки специалистов, которую мы впоследствии могли бы масштабировать и реализовывать на государственном уровне", - заявил Леонид Левин.

Заместитель министра образования и науки Александр Климов отметил, что с 2013 г. разработан межведомственный план по повышению качества и увеличению количества подготовки ИТ-специалистов. "У нас каждый год увеличивается количество контрольных цифр приема, которые мы выделяем на подготовку ИТ-специалистов. В 2014 г. это было чуть больше 28 тыс., а в 2015 г. - уже 32 тыс. бюджетных мест. Также и по аспирантуре идет увеличение количества бюджетных мест, которые мы выдаем вузам. Уже 450 вузов ведУт подготовку ИТ-специалистов", - говорит Александр Климов.

АНО "Институт развития Интернета" (ИРИ) объявила на форуме итоги опроса экспертов института о качестве ИТ-образования. Большинство экспертов заявило, что чувствуют на примере компаний дефицит квалифицированных кадров в отрасли. При этом разрыв между знаниями выпускников и реальными требованиями бизнеса респонденты называют катастрофическим. По мнению участников опроса, выпускники не соответствуют задачам бизнеса, им требуется дополнительное обучение на практических бизнес-задачах.

Председатель совета ИРИ Герман Клименко сообщил, что институт планирует провести всероссийское исследование образовательных программ по ИТ-специальностям в российских вузах. Такое исследование является важным в контексте реализации поручения президента РФ Владимира Путина по итогам форума "Интернет Экономика 2015", состоявшегося в декабре прошлого года. "Итогом работы ИРИ над исследованием ИТ-кадров должен стать перечень требований к вузам и договоренности с Минобрнауки и Минкомсвязи РФ по совместной разработке рекомендаций к текущим программам подготовки ИТ-специалистов, хотя бы по самым распространенным и востребованным направлениям", - сообщил директор Ассоциации электронных коммуникаций (РАЭК), полпред совета ИРИ Сергей Плуготаренко.

Как отметил руководитель отдела подбора персонала и развития бренда "Лаборатории Касперского" Кирилл Ширяев, для подготовки будущих ИТ-специалистов необходимо работать в связке школа-вуз-работодатель. "Чисто академических знаний, которые дают в вузах, сейчас не хватает для постоянно меняющейся ИТ-индустрии. Каждый год появляется что-то новое", - отметил Кирилл Ширяев.

На форуме были представлены дополнения в дорожную карту "Интернет + Образование". Как сообщил руководитель подгруппы "Интернет + Образование", директор фирмы "1С" Борис Нуралиев, среди позиций дорожной карты - сертификация электронных учебных материалов для системы общего образования, а также создание общественного рейтинга онлайн-курсов и образовательных сервисов в сети Интернет - прежде всего для системы профессионального и дополнительного образования.