Леонид Коник главный редактор группы компаний ComNews
Стандарт
28.05.2016

Телекоммуникационная общественность с воодушевлением восприняла возвращение к штурвалу "МегаФона" Сергея Солдатенкова, который отсутствовал на посту генерального директора этой компании с апреля 2012 года. Ровно четыре года спустя на него вновь возложены полномочия главы компании – ​пока в роли исполняющего обязанности, но никто не сомневается, что 30 июня 2016 года собрание акционеров ПАО "МегаФон" утвердит Солдатенкова в должности уже без приставки "и.о." (совет директоров компании выдвинул его кандидатуру сроком на три года).

Похоже, что связисты истосковались по связистам во главе крупных операторских компаний. Чтобы убедиться в этом, достаточно почитать сотни позитивных комментариев под новостью о назначении Сергея Солдатенкова на портале ComNews.ru. Похоже, что эра чужаков из страхового, телевизионного, продуктового, энергетического и прочих бизнесов подошла к концу.

До начала 2000‑х годов во главе телекоммуникационных компаний стояли исключительно связисты, и это было столь же естественно, как то, что в Мариинском театре выступают люди с балетным и оперным образованием, а не трактористы или киномеханики. Первый разрыв этого шаблона произошел осенью 2003 года, когда генеральным директором "ВымпелКома" стал Александр Изосимов, до того момента в течение семи лет трудившийся в шоколадной фирме Mars Inc. Приход Изосимова казался новым словом в телекоме: российская сотовая связь делала первые шаги в сторону массового рынка, и человек из сферы FMCG был как нельзя кстати.

Однако вслед за Изосимовым в операторских компаниях России началось засилье менеджеров, имевших о связи весьма отдаленное представление. Им тоже приписывали свежий взгляд, но, оглядываясь назад, приходится констатировать, что они усидели в креслах лишь потому, что рынок рос как на дрожжах. Так что в 2003‑2010 годах российскими сотовыми компаниями могли бы управлять хоть теноры с балеринами. Что бы они ни делали – ​от покупки сомнительных активов до выбора одиозных логотипов, – ​ничто не могло помешать двузначному росту абонентской базы и выручки каждый год.

Но в последние несколько лет оптимизм в секторе мобильной связи, да и в целом в телекоме резко пошел на спад. Новых абонентов в стране (как и в мире) уже нет, конкуренция загнала тарифы ниже плинтуса, а ОТТ-сервисы, как моль, обглодали еще недавно блестящую шубу операторских компаний. В 2016 году настал момент истины: по итогам предыдущего года выручка основных российских телекоммуникационных компаний сократилась даже в рублях, а лидеры показали рост на жалкие 1‑2 %. В отчете за I квартал 2015 года "МегаФон" впервые не указал величину показателей ARPU и MoU, которые являются одними из важнейших мерил эффективности операторского бизнеса. С I квартала 2016 года ARPU и MoU перестала указывать в отчетности и МТС. Причина проста: огромное количество активных SIM-карт, которыми операторы накачали рынок, бумерангом ударило по размеру ARPU, а количество эфирных минут (как и SMS) постоянно снижается под натиском мессенджеров типа WhatsApp или Viber.

В этот момент в "МегаФон" и пришел Солдатенков, от которого ждут чуда и акционеры, и сотрудники компании, и сторонние наблюдатели. Но для того чтобы сотворить чудо, "новому" руководителю придется делать нестандартные шаги. Очевидные действия – ​географическая экспансия и развитие сети мобильной передачи данных – ​остались в прошлом. Игры в контент и М2М окончились для всех сотовых компаний полным провалом. Рассчитывать на то, что инвестиции в расширение сети LTE/LTE-Advanced приведут к резкому приросту выручки, наивно.

Теперь каждому оператору придется идти непроторенными путями, и гарантий успеха ни на одном из них нет. Возможно, удачу сулят мобильные финансовые услуги. Есть также вероятность, что былую доходность получится вернуть за счет выхода со специальными ИКТ-решениями на вертикальные рынки. А может быть, нужно засучив рукава хвататься за технологии пятого поколения (5G) и активно экспериментировать с ними, привлекая вендоров и научные организации.

До прогнозируемого появления первых сетей 5G осталось всего два года, и они могут стать глотком кислорода для стагнирующих операторов. Многие зарубежные сотовые компании это, похоже, осознали. Американские Verizon и AT&T, японские NTT DoCoMo и SoftBank, корейские KT Corporation и SK telecom создают тестовые зоны, привлекают вендоров и активно участвуют в выработке будущего облика сетей пятого поколения. В России "МегаФон" подписал рамочное соглашение о сотрудничестве в сфере 5G с Huawei, а МТС – ​с Ericsson и Nokia, но ни одна из отечественных компаний не проявляет инициативы, они пассивно ждут, когда мировые вендоры привезут им готовое и проверенное решение.

В конкурентной гонке ближайших лет выиграют операторские компании с активными и нестандартно мыслящими менеджерами-профессионалами. Сергей Солдатенков обладает этими качествами. Дело за малым – ​чтобы они перешли в количество.

Журнал "Стандарт" № 5 (160), май 2016