© ComNews
29.06.2016

С 1 сентября 2016 г. Федеральная таможенная служба (ФТС) и ФГУП "Почта России" начнут эксперимент по упрощенному таможенному оформлению экспортных почтовых отправлений. Он заключается в упрощении порядка декларирования товаров, продаваемых в розницу за рубеж юридическими лицами, работающими по упрощенной системе налогообложения. Кроме того, другие ведомства также намерены способствовать развитию экспорта российских товаров за границу. В частности, Минкомсвязи планирует разместить рекламу товаров, сделанных в РФ, на сайтах почтовых администраций разных стран. В то же время игроки отрасли считают, что российским интернет-магазинам следует учиться у китайских коллег, в частности у интернет-магазина AliExpress.

С инициативой такого эксперимента выступил Институт развития Интернета (ИРИ), а соответствующее поручение подписал премьер-министр РФ Дмитрий Медведев. Как пояснил помощник президента РФ и председатель совета ИРИ Герман Клименко, выступая на форуме "Интернет+Торговля", организованном ИРИ, если сейчас, чтобы продать товар в розницу на экспорт, компания должна вначале обратиться на таможню, а потом на почту, то во время эксперимента декларировать товары можно будет не на таможне, а только через "Почту России", что значительно сократит издержки продавцов.

"Розничного экспорта из России до вчерашнего дня практически не существовало, но работа ИРИ увенчалась успехом, и сегодня мы пришли к решению: выделили бизнес, которому не требуется возврат НДС, и разработали для него механизм упрощенного декларирования товаров", - пояснил Герман Клименко.

Президент Ассоциации компаний интернет-торговли (АКИТ) Алексей Федоров уточнил, что во время эксперимента предприниматель не будет заполнять на каждую посылку отдельный документ, а будет сдавать один общий - сразу на целую партию почтовых отправлений. "Мы хотим сделать так, чтобы все компании, работающие по "упрощенке", смогли вывозить за рубеж любое число товаров, не слетая при этом с упрощенной системы налогообложения. Это важно, так как российские мелкие компании пока не могут экспортировать товаров на сумму больше 120 млн руб. в год. Это очень мало, если компания начинает серьезно заниматься экспортом. Надеемся, что такие предприниматели смогут экспортировать любое количество товаров, при этом не будут "вылетать из упрощенки", но при этом не будут просить у государства возврата НДС", - сообщил он.

Напомним, поручение председателя правительства требует "обеспечить проведение с 1 сентября 2016 г. в РФ эксперимента по применению на основе документов Всемирного почтового союза и реестров экспресс-грузов упрощенного порядка таможенного оформления экспортируемых товаров, в отношении которых не требуется подтверждение фактического вывоза для целей возмещения НДС, пересылаемых в международных почтовых отправлениях и доставляемых экспресс-перевозчиками". Как отмечал Герман Клименко на странице в Facebook, "розничный экспорт - это возможность любому "кузнецу" продать на eBay или AliExpress свой нож, шкатулку, куклу. Без решения этой задачки "русская Алибаба" невозможна".

Говоря об успехе AliExpress в России, заместитель генерального директора по посылочному бизнесу и экспресс-доставке "Почты России" Сергей Малышев подчеркнул, что в Китае государство не дотирует доставку товаров, как думают многие в России. "Нам это не подтвердили", - заявил он. "Мы много спорили с Сергеем о тарифах "Почты России" - дорогие они, дешевые и с кем их сравнивать. Но он сказал очень верную фразу: логистика - это не cost, это маркетинг. Если ритейлер будет постоянно думать о том, что тариф дорогой или дешевый, то вы далеко не уедете, - отметил Алексей Федоров. - В любом случае, в будущем все сложится так, что все будут делать логистику бесплатной. Если наши китайские коллеги готовы спонсировать часть товаров и делать доставку бесплатно, думая о том, что в будущем вы закажете у них что-то еще, учитесь у них!".

Директор по развитию бизнеса AliExpress в России Марк Завадский подчеркнул, что никто не спонсирует китайских продавцов. "Они действительно иногда продают в убыток или с минимальной маржой в расчете на большие объемы, это маркетинг. Логистика - часть именно маркетинговой стратегии", - согласился он с главой АКИТ.

Генеральный директор Российского экспортного центра (РЭЦ) Петр Фрадков уверен, что для поддержки российского экспорта государству и компаниям надо смотреть на проблему шире. "Банально наши товары, наши бренды неизвестны за рубежом. Не воспринимаются они китайским рынком", - посетовал он. Первое, что государство должно сделать - продвигать эти товары, в первую очередь потребтовары, на китайский рынок. Он отметил, что большинство предприятий не умеют пользоваться маркетинговыми ходами, боятся применять существующие международные площадки. Марк Завадский рассказал о предварительной договоренности между AliExpress и РЭЦ о создании российского павильона на онлайн-площадке Tmall Global (входит в состав группы Alibaba). По словам Марка Завадского, такой "павильон" может быть создан уже летом.

"Мы должны научиться зарабатывать на международном рынке на чем-то ином, кроме нефти. Экспорт - вещь очень приоритетная, и мы обречены эту тему развивать, вопрос - насколько мы будем успешными в этом деле", - говорит помощник председателя правительства РФ Андрей Слепнев. По его мнению, не так много товаров могут получить серьезное международное признание в контексте B2C. "Та же водка, экологически чистые продукты питания, еще ряд позиций - это может быть хороший старт", - полагает он.

Тем временем замглавы Минкомсвязи Михаил Евраев удивляется, что по экспорту алкоголя существуют ограничения. Как рассказал Алексей Федоров из АКИТ, в одном из документов правительства, касающегося дистанционной торговли алкоголем, было написано, что Минфин, Минэк, Минпромторг - за экспорт алкоголя, а Минздрав России выступил против. "Минздрав выступил против, потому что, как говорилось в документе, "экспорт алкоголя приведет к алкоголизации российского населения, снижению работоспособности и др." Я был в шоке от этой бумаги. Это показывает отношение некоторых органов власти к проблеме. Они просто не читают документ, а ставят стандартный штамп", - возмутился он. В ответ на это Андрей Слепнев пообещал разобраться с этим вопросом.

Кроме того, Андрей Слепнев напомнил, что в правительстве находится согласованный всеми ведомствами проект распоряжения о созидании правительственной подкомиссии по электронной торговле. "Мы рассчитываем, что в течение недели - 10 дней распоряжение подпишет Дмитрий Медведев. Возглавит комиссию вице-премьер Аркадий Дворкович. Орган будет иметь полномочия не просто совещательного, а координационного свойства. Подкомиссия будет обеспечивать достижение тех целей, которые отрасль выработает для себя, в том числе на нынешнем форуме", - пояснил он.

Петр Фрадков считает, что работу по поддержке экспорта стоит вести по четырем взаимосвязанным блокам. Это понимание должно быть и у властей, и у предпринимателей. Один из блоков - умение использовать площадки за рубежом. "Не надо нам инвестировать в создание "русской Алибабы" - это огромные деньги. Ее мало создать, ее надо потом уметь продвигать, - пояснил он. - Надо использовать те возможности, которые есть, выстраивая партнерство с крупными площадками и умея на них работать". Второй крупный блок - регуляторика. Третий - наличие для экспортеров методов экспортного кредитования. Четвертый блок касается обучения. "Причем не в плане технических аспектов, а в целом умение пользоваться инструментами поддержки экспорта, которых много", - подчеркнул он.

Со своей стороны, Минкомсвязи планирует разместить рекламу российских товаров на сайтах почтовых администраций разных стран, как отметил Михаил Евраев. "Сайт "Почты России" популярен в России, а сайт любой почтовой администрации популярен в своей стране. Если мы повесим на портал почтовых администраций по взаимной договоренности баннеры, переведенные на соответствующий язык, то мы сможем обеспечить широкую аудиторию для российских товаров в этих странах", - полагает замминистра. Минкомсвязи намерено предложить нескольким почтовым администрациям провести такой эксперимент, а в случае успеха - расширить его.