Виктор Савицкий
© ComNews
06.07.2016

АО "Альфа-Банк" объявило конкурс среди разработчиков инновационных технологий для улучшения бизнес-процессов. Одновременно ПАО "Сбербанк России" объявило о старте международного дизайн-хакатона ("марафона программистов"), участники которого будут разрабатывать инновационный банковский продукт на новой ИT-платформе. По мнению экспертов, появление конкурсов среди разработчиков, инвестирование в финансовые технологии, с последующим переманиванием лучших - это различные формы ответов на вопросы, связанные с содержанием внутренних компетенций.

Как сообщили в пресс-службе Альфа-Банка, улучшение бизнес-процессов предполагается в следующих направлениях: распознавание рукописного и машинописного текста, распознавание речи и синтез речевой аналитики, автоматизация электронного документооборота, биометрическая идентификация клиентов и алгоритмы искусственного интеллекта. Именно эти задачи предстоит решать участникам конкурса.

"Наша задача - найти лучшее технологическое решение по каждому направлению и провести пилотные запуски. После успешного окончания пилотного проекта мы предложим разработчикам сотрудничество на коммерческих условиях. Кроме того, мы рассматриваем возможность масштабировать технологии на всю группу банков, включая Украину, Белоруссию и Казахстан", - рассказал руководитель проекта "Альфа-Старт" Альфа-Банка Сергей Максимчук.

К участникам конкурса имеются следующие требования: наличие рабочего технологического решения, готового для проведения пилотного запуска, и готовность компании-участника доработать предложенное решение под требования Альфа-Банка. Прием заявок продлится до 4 августа. Жюри, включающее руководителей и ведущих специалистов Альфа-Банка, выберет лучшие предложения и пригласит на очную встречу-презентацию, которая состоится 15 августа в офисе банка. Оператором по поиску технологических решений выступает компания Rusbase.

"В последнее время на рынок выходит много интересных технологических компаний, которые предлагают инновационные решения в финансовой и околофинансовой сферах. Как правило, прорывные инновации получаются у молодых компаний, которые имеют свежий взгляд на технологии и их применение. Нам нравится их драйв, мы заражаемся этой энергией, когда с ними сотрудничаем. В то же время мы трезво оцениваем все риски, тщательно проверяем технологии в рамках пилотных проектов и масштабируем их в случае успеха. Мир меняется с невероятной скоростью, и мы не стоим на месте", - сообщил ComNews Сергей Максимчук.

По его словам, поиск инновационных технологий ведется не только среди независимых разработчиков. "Мы многое делаем внутри банка. Блок информационных технологий ведет большую работу по трансформации основных систем банка. Три года назад была создана "Альфа-Лаборатория" - инновационное подразделение, которое разрабатывает и поддерживает все электронные продукты Альфа-Банка. Но мы не успеваем делать все, очень многое делается вокруг нас. Поэтому мы используем модель открытых инноваций и привлекаем к сотрудничеству независимых разработчиков и технологические компании. Эту модель успешно используют крупные корпорации на западе, да и в России уже есть первые последователи", - отметил руководитель проекта "Альфа-Старт".

Сергей Максимчук рассказал, что в 2014 г. Альфа-Банк первым среди российских банков провел акселерационную программу для финтех-стартапов - AlfaCamp. Результатом программы стало взаимовыгодное сотрудничество банка с несколькими инновационными компаниями - Rubbles, Octoberry, uLime, SpotsID.

"Мы сотрудничаем с ведущими венчурными фондами, институтами развития, бизнес-акселераторами и инкубаторами. У нас налажен процесс обмена информацией, так что мы имеем возможность в короткие сроки доносить свой запрос на технологии до рынка. В свою очередь мы предоставляем стартапам свои технологии и экспертизу, мы можем стать для них крупным заказчиком", - сообщил руководитель проекта "Альфа-Старт".

Он отметил, что для Альфа-Банка также интересны сервисы для конечных клиентов - юридических и физических лиц. "Например, недавно мы запустили сервис по возврату налоговых вычетов совместно со стартапом "НДФЛка", который очень нравится нашим клиентам. В мае мы проводили виртуальный хакатон совместно с компанией Microsoft, где внешние разработчики использовали наш API (интерфейс программирования приложений - Прим. ComNews) и создавали прототипы сервисов денежных переводов. С несколькими участниками мы обсуждаем дальнейшее взаимодействие. Другими словами, положительные результаты у нас есть, и мы не хотим сбавлять темп", - заключил Сергей Максимчук.

Одновременно с Альфа-Банком конкурс среди разработчиков инновационных технологий объявил и Сбербанк.

В пресс-службе банка сообщили, что 5 июля стартовал международный дизайн-хакатон Сбербанка, участники которого будут разрабатывать инновационный банковский продукт на новой ИT-платформе - Единая фронтальная система.

"Сбербанк создает бесперебойно работающий конвейер инноваций. В частности, инновации банка направлены на поиск решений, способных значительно улучшить и упростить повседневные финансовые операции наших клиентов", - рассказала старший управляющий директор блока "Технологии", руководитель программы "Единая фронтальная система" Сбербанка Елена Батурова.

Сообщается, что авторы и команды лучших решений получат приглашение выступить в финале, который пройдет 30-31 июля 2016 г. в Москве. Победители и авторы лучшего решения в финале получат 200 тыс. руб., а самые креативные идеи и участники будут дополнительно отмечены ценными призами от партнеров мероприятия.

"Непосредственно задание будет озвучено 30 июля на открытии хакатона. Речь пойдет о страховом продукте. Участники под руководством опытных менторов радикально пересмотрят концепцию одного из привычных в современном мире продуктов, в формате дизайн-мышления сформируют новый подход к решению задачи. Отличительной особенностью мероприятия станет фокус-группа и организованные инструменты для проверки этих гипотез. Таким образом, мы говорим о том, что, аккумулируя экспертизу и опыт, используя свежий взгляд и креативные идеи, по окончании второго дня мероприятия, 31 июля,  участники смогут представить качественно новый страховой продукт, аналогов которого на российском рынке нет", - рассказала ComNews Елена Батурова.

По ее словам, фокус на дизайн-аудиторию и проведение мероприятия в рамках программы "Единая фронтальная система" -  это  первый опыт Сбербанка. 

"В целом, когда мы говорим о технологиях и практиках в программе "Единая фронтальная система", термин "впервые" употребляется достаточно часто. При проектировании новой системы нам важно обращаться не только к опыту отдельной проектной команды или опыту подрядчиков, которых мы могли бы привлечь по конкурсу. Нам интересна более широкая аудитория, мы хотим, чтобы все креативные команды, кому небезразлично, как будут обслуживать клиентов в самом крупном российском банке, смогли поучаствовать в дизайне будущих процессов в рамках проводимого нами хакатона", - добавила Елена Батурова.

"Подобный кастинг ИТ-поставщиков является интересной формой проведения традиционного конкурса, которая позволит расширить круг участников за счет небольших стартапов и по-настоящему сравнить качество решений, а не репутацию поставщика. На рынке присутствуют традиционные лидеры в каждом из сегментов, однако не исключены сюрпризы, когда начинающие игроки могут у них выиграть. Группа ВТБ также ведет подобного рода поиск инновационных решений в различных сегментах продуктов для банкинга", - сообщил ComNews представитель пресс-службы ВТБ.

По мнению начальника управления по работе с клиентами процессинговой компании "МультиКарта" (входит в группу ВТБ) Алексея Блинова, на сегодняшний день банки все чаще отдают предпочтение профессиональным разработчикам программного обеспечения. "Это обусловлено тем, что клиенты банков становятся все более требовательными к качеству предоставляемых услуг, уровню сервиса, поэтому кредитные учреждения, в свою очередь, должны постоянно развиваться и предлагать уникальные, высокотехнологичные продукты и сервисы", - сообщил ComNews Алексей Блинов. При этом он отметил, что поскольку разработка любых высокотехнологичных решений является капиталоемким процессом, к услугам разработчиков прибегают в основном крупные банки, которые могут позволить себе инвестировать в масштабные проекты с долгим сроком окупаемости.

"В нашу компанию достаточно часто поступают заявки на разработку платежных решений, среди которых - создание мобильных приложений, различных систем управления бизнес-процессами, в том числе и в области дистанционного банковского обслуживания", - добавил Алексей Блинов.

"У банков, как и любого заказчика, всегда есть выбор: использовать покупные решения и остаться с минимальными конкурентными преимуществами при формировании своих продуктов или взять бремя создания внутренней технологической платформы, которая обеспечит им лидерство", - сообщил ComNews заместитель технического директора компании "Техносерв" Дмитрий Камалдынов.

По его словам, топ-10 банков на стратегическом уровне приняли решение о создании собственных центров разработки по ключевым бизнес-направлениям.  "Этому тренду уже более пяти лет. После такого решения вполне закономерно встают вопросы операционной и проектной эффективности центров разработки, такие как: каким образом обеспечить достаточное количество разработчиков с необходимым уровнем профессионализма, внутренней мотивации на работу, способных подстроиться под культуру в компании, как и чем таких специалистов удерживать в компании?", - отметил Дмитрий Камалдынов.

Он считает, что появление конкурсов среди разработчиков, инвестирование в финансовые технологии, контракты T&M (Time and Material - "время и материалы") с последующим переманиванием лучших - это различные формы ответов на вопросы, связанные с содержанием внутренних компетенций.

По его мнению, усложнение нынешней экономической ситуации в стране не является драйвером развития такой формы получения инноваций. "Селекция лучших команд с помощью различных форм и способов, слияния и поглощения - все это вполне здоровый рыночный процесс. Мировой технологический гигант IBM за свою историю купил: Informix, Netezza, Cognos, SPSS и многие другие известные в свое время профессиональные софтверные команды, обеспечившие лидерство IBM на рынке", - отметил заместитель технического директора компании "Техносерв".

Конкурс Альфа-Банка, как полагает он, рассчитан на привлечение ИТ-стартапов как малых организаций в целях увеличения банковского сегмента SME (малый и средний бизнес), а также на поиск профессиональных команд для возможного партнерства. Дизайн-хакатон Сбербанка в большей степени направлен на фрилансеров с экспертизой UX (User Experience). "Выбранные целевые группы не имеют прямого отношения к интеграторам, но с точки зрения применяемых управленческих подходов это, безусловно, интересные идеи", - заключил Дмитрий Камалдынов.

"Как правило, аутсорс используется для масштабных задач, требующих разработки нового продукта. Текущими силами осуществляется его поддержка. Сами разработчики сейчас предпочитают концентрироваться по специализированным компаниям, а не наниматься на короткий срок. Вознаграждение при этом у них даже выше, поскольку услуги компаний с опытом разработки хороших продуктов и сильной командой ценятся выше", - рассказал ComNews начальник управления операций на российском фондовом рынке ИК "Фридом Финанс" Георгий Ващенко.

"Покупные продукты банки тоже используют. Для решения типовых задач - офис, учет, торговля и прочее, - но в некоторых случаях предпочитают индивидуальные решения. Однако минус в том, что необходимо дополнительно обучать сотрудников и тратить деньги на поддержку. Поэтому, по возможности, используются именно готовые типовые разработки", - добавил эксперт.

По мнению финансового аналитика группы компаний "Финам" Тимура Нигматуллина, пока рано говорить о состоявшейся тенденции, когда банковская сфера ищет новые решения у независимых разработчиков, а не использует готовые покупные решения, имеющиеся на рынке, или обращается к услугам профессиональных разработчиков.

"Сейчас это скорее единичные случаи, появление которых по большей части обусловлено желанием финансовых учреждений максимально полно охватить весь спектр появляющихся на рынке инноваций, которые зачастую выходят за рамки их стратегий развития и рыночной конкуренции, а также сложившихся компетенций", - уточнил Тимур Нигматуллин.

Он отметил, что немаловажным аспектом подобного подхода является и оптимизация статей, так называемых расходов инвестиционного типа, под которые подпадают почти все инвестиции в инновационные технологии и которые зачастую сопоставимы с размером CAPEX (капитальные затраты). "Даже компании - лидеры рынка в условиях сложной конъюнктуры вынуждены оптимизировать свои расходы. Наконец, важным плюсом является то, что компания может полностью подстроить продукт под своего клиента, имея его портрет и зная его потребности, что не всегда возможно при покупке готового продукта", - заключил Тимур Нигматуллин.