Евгений Щепилов, управляющий директор ООО "Сервионика" (ГК "Ай-Теко")
18.07.2016

"Услуга 360" -  совместный проект компаний "РТ-Информ", "Ай-Теко" и Huawei по созданию сервисной ИТ-инфраструктуры для госкорпорации "Ростех" -  получила диплом VIII конкурса ComNews "Лучшие 10 ИТ-проектов для госсектора" как лучшее облачное решение для корпоративных клиентов федерального уровня. Почему "Услуга 360" может дать принципиально новый подход к информатизации госсектора, редактору журнала "Стандарт" Ксении Прудниковой рассказал управляющий директор ООО "Сервионика" (ГК "Ай-Теко") Евгений Щепилов.

- Цифровая трансформация затронула все отрасли: стать ИТ-компаниями стремятся банки, ритейлеры, телеком, беря на вооружение технологические новинки и развивая ИТ-проекты. В чем особенность проекта, который реализует "Ростех"?

- Эта госкорпорация объединяет более 700 организаций, не только из ОПК и машиностроительного сектора, но и предприятия гражданских отраслей, - к ним относятся пять из 14 выделенных направлений "Ростеха". Как крупнейший участник и лидер рынка, "Ростех" может и должен быть инициатором масштабных инноваций, ведь его миссия - содействие разработке, производству и экспорту высокотехнологичной продукции. Вывести ее на мировой рынок просто невозможно без гибкой интегрированной ИТ-инфраструктуры, обеспечивающей взаимодействие компаний, обмен идеями и кросс-отраслевые разработки. Цель стартовавшего в "Ростехе" в 2015 году проекта "Услуга 360" - упростить и централизовать управление ИТ-сервисами в масштабе корпорации.

Первый этап реализации охватил центральный аппарат, а в ближайших планах руководства "Ростеха" – тиражировать решение на все предприятия госкорпорации. Сотрудники территориально распределенных подразделений будут взаимодействовать и свободно обмениваться данными в единой высокозащищенной ИТ-среде, а "Ростех" сможет получить мощный синергический эффект. На это указывает и название проекта: 360 градусов - это полный круг, панорамный обзор, видение ситуации во всей полноте и владение ею в полном объеме.

- Является ли основной целью проекта импортозамещение?

- Такая задача тоже ставится, но не она является главной. ИТ-отрасли дан, по сути, государственный заказ на создание высококонкурентных программных продуктов, и не только для внутреннего потребления, но и для внешнего рынка. Есть задача развивать экспорт технологий, объем которого в 2015 году достиг $7 млрд. С учетом того, что в 2014 году ИТ-экспорт составил чуть больше 1% от общего объема внешней торговли, потенциал здесь очень высок. И отечественные компании используют этот шанс на развитие, инициируя множество проектов по разработке и выпуску инновационных продуктов. О масштабе таких проектов можно судить по прошедшему в июне в Иннополисе форуму "Цифровая индустрия промышленной России" (ЦИПР-2016), в котором мы участвовали вместе с партнерами по проекту "Услуга 360". Как непосредственный участник форума хочу отметить, что российские разработки в области операционных систем, промышленного Интернета, высокозащищенных мобильных и облачных платформ были представлены не в виде абстрактных концептов или идей, а с реальными примерами и конкретными результатами реализации. О том, какое внимание государство уделяет инновациям, говорит статус гостей ЦИПР. Выставочные стенды "Ай-Теко" и Huawei посетили, например, президент Республики Татарстан Рустам Минниханов, министр связи и массовых коммуникаций РФ Николай Никифоров, генеральный директор госкорпорации "Ростех" Сергей Чемезов.

И в силу определенных ограничений на использование зарубежного софта, и потому, что технологии open source вышли на уровень зрелости, необходимый и достаточный для создания надежных платформенных решений, много разработок ведется на базе ПО с открытым кодом. Так, "Сервионика" в 2013 году вывела на рынок несколько программных разработок на базе OpenStack, в том числе совместный с Huawei программно-аппаратный комплекс на основе виртуальной защищенной платформы РУСТЭК. Эта платформа - флагманское решение "Сервионики" для крупных компаний и госструктур, она является основой инфраструктурных решений, применяемых в проекте для "Ростеха". "Сервионика" входит в список 50 самых активных участников - организаций, чьи усилия позволяют OpenStack развиваться динамично, - и является единственной российской компанией, участвующей в одном из самых перспективных проектов Open Stack - Watcher. Как раз на ЦИПР мы получили уведомление от глобального сообщества Open Stack о том, что предложенная "Сервионикой" стратегия для Watcher одобрена комьюнити разработчиков, а сам проект включен в big tent - список приоритетных программ по развитию платформы. Очередной ее релиз состоится этой осенью, и код "Сервионики" станет его частью. Таким образом, для проекта в "Ростехе" мы используем не только лучшую российскую практику, но и мировой опыт.

- Какие задачи позволяет решать "Услуга 360"?

- В первую очередь это создание единой сервисной ИТ-инфраструктуры в масштабах госкорпорации. Учитывая специфику многих предприятий "Ростеха", она должна обеспечивать наивысший уровень защиты данных. Не менее важны стандартизация и централизация управления ИТ. По сути, именно "Услуга 360" должна стать тем фундаментом, на котором будет выстроена принципиально новая модель оказания ИТ-услуг предприятиям госкорпорации в масштабе всей России.

- Как сложился партнерский состав участников проекта, включающий компании "Ай-Теко", "РТ-Информ" и Huawei?

- "РТ-Информ" - дочернее подразделение "Ростеха", отвечающее за развитие информационных технологий в госкорпорации. Сотрудничество "Ай-Теко" и "РТ-Информ" по проекту началось в августе 2015 года, а уже в октябре все сервисы центрального аппарата ГК "Ростех" были переведены на новую инфраструктуру на базе собственного ЦОДа заказчика. Технологическим партнером проекта выступает компания Huawei, предоставившая флагманскую аппаратную платформу FusionCube. Нас с Huawei связывает уже несколько совместных разработок платформенных решений. К примеру, на базе программно-аппаратного комплекса "Ай-Теко" и Huawei реализована инфраструктура онлайн-курсов Университета Иннополис.

- Расскажите подробнее о технологической составляющей проекта.

"Услуга 360" состоит из большого количества подсистем: ЦОД, облачная платформа, каналы связи, оборудование локальной сети, подсистемы информационной безопасности, система печати по картам и ряд других. IaaS-решения "Сервионики" установлены на аппаратной базе Huawei, и такая связка платформы РУСТЭК и высокопроизводительного вычислительного комплекса Huawei FusionCube уже отлично себя зарекомендовала. FusionCube - конвергентная платформа для виртуализации, VDI, облачных решений и СУБД, одна из наиболее продвинутых разработок Huawei. Архитектура решения включает в себя вычислительную часть на базе x86 серверов и программно определяемую СХД с поддержкой до 64 процессоров и 12 Тб оперативной памяти на один блок FusionCube.

За счет конвергентной архитектуры ПАК FusionCube линейно масштабируется и позволяет сберегать до 30% расходов на эксплуатацию и настройку, до 50% - на энергопотребление, а экономия мест в стойке достигает 75%. Используя централизованный портал управления, можно запустить решение менее чем за три часа. В результате заказчик получает мощную, простую в настройке и управлении платформу с высокой степенью интеграции компонентов, и использование FusionCube гарантирует высочайшую производительность инфраструктуры с минимальными операционными затратами. Решения "Сервионики" и Huawei - ключевые компоненты новой сервисной инфраструктуры, созданной в рамках "Услуги 360", но, конечно, не единственные. В проекте задействован уникальный комплекс решений ведущих российских компаний, среди которых "Лаборатория Касперского", InfoWatch, Group-IB, НИИ СОКБ, "ИнфоТеКС", "Код безопасности", а также оборудование отечественной компании Kraftway, модемы и роутеры Yota. Большую роль в разработке РУСТЭК сыграл центр компетенции "Ай-Теко" в Иннополисе. К слову, в мае текущего года облачная платформа РУСТЭК включена в Единый реестр российского ПО, что подтверждает возможность ее использования для проектов в госструктурах. Кроме того, РУСТЭК имеет мощную функциональность в части защиты информации и в настоящий момент проходит испытания на соответствие требованиям ФСТЭК РФ и ФЗ №152.

- Несмотря на то что проекту меньше года, можно ли говорить о первых итогах его реализации?

- Среди первых результатов "Услуги 360" стоит прежде всего отметить 20%-ный рост производительности и лояльности внутренних пользователей. Он достигнут благодаря более удобным и "отзывчивым" интерфейсам, возможности бесшовного переключения между корпоративными приложениями, развернутыми в разных контурах, и работы с ними на одном экране, удобной и безопасной аутентификации с использованием токенов (при этом пользователям не надо записывать и запоминать несколько паролей).

Реализована надежная защита данных на мобильных устройствах. На базе "Услуги 360" планируется обеспечить возможность безопасной работы не только в центральном офисе госкорпорации, но и удаленно, из любой точки, имеющей выход в Интернет, в том числе с планшетов и смартфонов. На следующих этапах проекта будет создан центр поддержки единой ИТ-сервисной политики в рамках госкорпорации. Новая инфраструктура позволит легко масштабировать лучшую ИТ-практику и внедрять новые ИТ-сервисы. Стратегия перехода на сервисную модель обслуживания активно используется в ведущих производственных и технологических компаниях мира - теперь эту модель применяет и "Ростех".

Мнения авторов рубрики "Точка зрения" могут не совпадать с позицией редакции ComNews.ru, не влияют на выбор и освещение новостей в других частях газеты