© ComNews
01.08.2016

Федеральная антимонопольная служба (ФАС) заподозрила американскую компанию Apple в координации действий сотовых ритейлеров при формировании цен на iPhone в России. ФАС считает неправильным, что разные компании устанавливают одинаковые цены на iPhone. Ведомство готовится возбудить дело о возможном сговоре продавцов смартфона Apple. Если подозрения ФАС оправдаются, то структурам Apple придется заплатить штраф до 5 млн руб., а ритейлерам – от 1% до 15% от общей выручки, полученной от реализации товара.

"Дело находится на стадии возбуждения… мы уже очень близко. Нам опять не нравится эта ситуация, несколько лет назад уже было похожее дело, но здесь уже, в первую очередь, мы видим координирующую роль, к сожалению, уважаемого "яблока". Куда бы вы ни пошли, если хотите купить iPhone, цены везде одинаковые. Мы считаем это неправильным", - сказал РИА "Новости" замруководителя ФАС Андрей Цариковский. - Пока предварительно могу сказать: если раньше на первый план, на наш взгляд, выходили договоренности между субъектами РФ, сейчас на первую роль выходит координирующая роль Apple".

Напомним, в феврале 2016 г. ведомство начало проверку 16 ритейлеров, в числе которых - "Евросеть", "Эльдорадо", "Связной", re:Store, Ozon.ru, "Ситилинк", Media-Markt, "Мобиленд", "МегаФон" и "ВымпелКом". Всем им, а также и интернет-магазину Apple Store, ФАС отправила запросы, с целью выяснить механизмы ценообразования на iPhone 6S и 6S Plus.

Сотрудник пресс-службы ФАС уточнил корреспонденту ComNews, что все ритейлеры ответили на запрос ведомства. Однако дело пока не возбуждено, а материалы находятся на стадии рассмотрения, уточнил он. Как ранее сообщала пресс-служба ведомства, цены на гаджеты Apple, которые устанавливают разные ритейлеры, различаются незначительно. Из-за этого ФАС подозревает, что торговые сети формировали цены на iPhone не самостоятельно.

По словам сотрудника ФАС, если подозрения ведомства оправдаются, то всем участникам ценового сговора может грозить штраф по статье 14.32 Кодекса об административных правонарушениях.

Большая часть опрошенных ComNews сотовых ритейлеров воздержались от комментариев. Как сообщил представитель сети "Связной" Сергей Тихонов, компания периодически получает запросы от ФАС, касающиеся формирования розничных цен на различные модели гаджетов. По его словам, "Связной" отправил в ФАС полную информацию о ценах на iPhone, которую запрашивало ведомство.

Сергей Тихонов уточнил, что стоимость всех позиций в ассортименте "Связного" зависит от нескольких факторов. Это и закупочная цена, и расчетная маржинальность по конкретному товару, а также масса других факторов. "Учитывая цену закупки и расходы, ритейлер определяет, в каком интервале может быть установлена конечная цена на товар в рознице, а также планируемую прибыль по конкретному товару", - отметил он.

PR-директор ритейлера "Евросеть" Ульяна Смольская подчеркнула, что каждый конкретный участник рынка сам решает, сколько должен стоить iPhone в его магазине. "Если цены похожи, то это означает только то, что продавцы в режиме реального времени отслеживают цены конкурентов. Это и называется здоровая рыночная среда. А ниже определенного уровня цены уже невозможно опустить, если они на грани себестоимости. У всех продавцов одинаковые закупочные цены от производителя, поэтому нет ничего удивительного в том, что максимальное их снижение в борьбе за покупателя уравнивает цены у всех", - пояснила она.

Основатель, совладелец и старший партнер юридической компании "Катков и партнеры" Павел Катков полагает, что ФАС необходимо будет доказать ряд обстоятельств. "Так, ограничение конкуренции должно быть совершено путем заключения между хозяйствующими субъектами-конкурентами ограничивающего конкуренцию соглашения (картеля), запрещенного в соответствии с антимонопольным законодательством РФ. Во-вторых, данное деяние должно причинить крупный ущерб гражданам, организациям или государству либо повлечь извлечение дохода в крупном размере", - считает он.

"Что касается шансов Apple, то крайне важно, какой судебный представитель будет представлять их интересы при урегулировании спора в досудебном и судебном порядке - при прочих равных это всегда решающий фактор", - подчеркнул юрист.

Адвокат Александр Титов говорит, что ситуация с установлением "рекомендованной цены" не является уникальной. "В моей практике неоднократно встречались дистрибуторские соглашения, в которых с разной степенью жесткости содержались требования производителя держать определенный уровень цен на продукцию. Судебная практика по оспариванию предписаний ФАС по этим нарушениям хотя и немногочисленная, но есть", - рассказал он.

По его словам, в случае с "яблочной" компанией ФАС может признать ценовую координацию нарушением пункта 5 статьи 11 закона "О защите конкуренции", выдать предписание, а также привлечь к административной ответственности по ч. 2 ст.14.32 КоАП РФ (штраф от 1 до 5 млн руб.).

Напомним, в 2011 г. ФАС возбудила дело в отношении ПАО "Мобильные ТелеСистемы" (МТС) и ПАО "ВымпелКом", которых заподозрила в ценовом сговоре при продаже в России iPhone. Операторы импортировали смартфоны iPhone 4 16 Gb Black и iPhone 4 32 Gb Black. Цены на эти мобильные телефоны в большинстве точек продаж были идентичными.

В результате в 2012 г. ФАС оштрафовала МТС и "ВымпелКом" на 16 и 18 млн руб. соответственно. Кстати, ведомство выписало наименьший размер штрафов из возможного.