Виктор Савицкий
© ComNews
03.08.2016

ПАО "ВымпелКом" (бренд "Билайн") спустя год возобновило закупки гаджетов компании Samsung. Со вчерашнего дня в реализацию в розничной сети оператора поступили флагманские смартфоны Samsung. Уже к концу августа вся актуальная линейка устройств корейского производителя будет доступна в рознице оператора по всей России. По мнению экспертов, другие участники бойкота, отказавшиеся в свое время продавать гаджеты Samsung, постепенно последуют примеру "ВымпелКома".

В июне прошлого года крупнейшие федеральные ритейл-сети "Связной" и "Евросеть", а также розница ПАО "МегаФон" и "ВымпелКома" отказались от продажи устройств Samsung под предлогом высокой доли брака в продукции этого производителя (см. новость ComNews от 30 июля 2015 г.). Однако настоящей причиной бойкота, по мнению аналитиков, стало то, что корейская компания поддержала ПАО "Мобильные ТелеСистемы" (МТС) в ценовой войне, которую оператор развязал в российской рознице (см. новость ComNews от 10 августа 2015 г.).

"Расширение товарного ряда, представленного в нашей розничной сети, позволит более полно удовлетворить потребности клиентов "Билайн" в высокотехнологических и удобных девайсах. Для поклонников смартфонов Samsung мы приготовили специальное предложение – возможность приобрести смартфоны Samsung, включая флагманы Samsung Galaxy S7 и S7 Edge, в рассрочку без первого взноса и переплаты", - сообщил исполнительный вице-президент по продажам и дистрибуции "ВымпелКома" Виктор Павлов.

"В прошлом году мы действительно на некоторое время приостановили новую закупку смартфонов и планшетов Samsung. Тем не менее, закупленные ранее устройства можно было приобрести в офисах и интернет-магазине", - рассказала ComNews пресс-секретарь "ВымпелКома" Анна Айбашева.

По ее словам, "ВымпелКом" постоянно был в контакте с Samsung и видел, что часть его новых клиентов пользуются именно устройствами корейского производителя. "Поэтому возобновление контракта было вопросом времени", - отметила Анна Айбашева.

Она сообщила, что первыми в продажу поступят смартфоны Samsung Galaxy актуального модельного ряда (например, серия J, S7). "Начиная со 2 августа, первыми приобрести смартфоны Samsung смогут посетители флагманских офисов и интернет-магазина "Билайн" в крупных городах России (Москва, Петербург, Ростов-на-Дону, Казань и других). До конца августа вся актуальная линейка смартфонов, планшетов, носимых устройств и VR-атрибутики Samsung появится в продаже в собственных офисах "Билайн" по всей России", - отметила пресс-секретарь "ВымпелКома".

Вопрос о том, изменились ли условия договоренностей с Samsung, по сравнению с условиями, которые были до прекращения продаж устройств корейской компании, Анна Айбашева комментировать отказалась.

"Учитывая постоянный спрос на устройства Samsung, наши прогнозы (об увеличении объема продаж в розничной сети – Прим. ComNews) позитивные. Деталей мы не раскрываем", - заключила Анна Айбашева.

Другие участники, которые прекратили в свое время продавать гаджеты Samsung, либо отказались от комментариев (как сделали в пресс-службе "Евросети" и "Связного"), либо ограничились заявлением о том, что ведут переговоры в целом со всеми вендорами.

"Мы регулярно проводим переговоры с производителями мобильных устройств, безусловно, продолжаем общение и с представителями компании Samsung. В переговорах мы оцениваем долгосрочное влияние на бизнес. Наша задача - сделать все для удобства и лучших условий для наших клиентов, а также для эффективности нашего бизнеса", - рассказала ComNews руководитель пресс-службы ПАО "МегаФон" Юлия Дорохина.

В свою очередь в МТС ComNews заявили, что положительно смотрят на возобновление сотрудничества "ВымпелКома" с Samsung.

"В настоящее время рынок продаж смартфонов и контрактов трансформируется, переходит к модели операторского ритейла. И этот шаг коллег может свидетельствовать о начале оздоровления рынка. Мы приветствуем это решение", - рассказал ComNews пресс-секретарь МТС Дмитрий Солодовников.

По его словам, у МТС широкое представительство мировых брендов разных ценовых категорий, рассчитанных на широкий спектр покупателей. Такое сочетание брендов и диверсифицированных услуг, отметил он, дает надежную платформу для того, чтобы удовлетворить спрос пользователей.

"У МТС не было эксклюзивного соглашения с Samsung, МТС никак не влияет на отношения вендора с другими ритейлерами", - заявил ComNews Дмитрий Солодовников.

Как рассказал руководитель подразделения Samsung Mobile в России Аркадий Граф, переговоры с "ВымпелКомом" шли несколько месяцев. "В активную стадию переговоры перешли в последние три месяца. В результате переговоров было принято решение и согласованы все коммерческие детали по возобновлению поставок", - сообщил ComNews Аркадий Граф.

Он отметил, что для Samsung важны отношения со всеми клиентами и партнерами. "Компания всегда находится в конструктивном диалоге", - добавил руководитель подразделения Samsung Mobile в РФ.

Впервые о готовности "ВымпелКома" возобновить сотрудничество с Samsung заговорили еще осенью 2015 г. (см. новость ComNews от 17 сентября 2015 г.). В мае 2016 г. стало известно, что Samsung и "ВымпелКом" обсуждают условия возобновления сотрудничества (см. новость на ComNews от 10 мая 2016 г.).

"Возобновление продаж Samsung в сети "ВымпелКома", скорее всего, не приведет к окончанию "ценовых войн" на рынке ритейла мобильных гаджетов, поскольку остается неизменной причина их возникновения – перенасыщенность рынка", - сказал ComNews финансовый аналитик группы компаний "Финам" Тимур Нигматуллин.

Он отметил, что это происходит на фоне стремления мобильных операторов привлечь больше трафика в свои монобрендовые и аффилированные сети для продажи качественных контрактов с высоким ARPU и низким показателем оттока, чтобы также компенсировать усиление конкуренции на фоне экспансии Tele2 (ООО "Т2 Мобайл").

По оценкам Тимура Нигматуллина, отказавшиеся от продажи гаджетов Samsung сети "МегаФона", "ВымпелКома" и "Евросети" и "Связного" недополучили до 10-20% выручки и трафика.

"Это не преминуло сказаться на результатах операторов. Например, за II квартал 2016 г. выручка сегмента передачи мобильных данных "МегаФона" выросла всего лишь на 6,3% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года, до 20,7 млрд руб. Между тем, предположу, что бенефициаром спада трафика в перечисленных сетях стали МТС, которые, впрочем, отчитаются за II квартал только 22 августа", - сообщил аналитик.

"Вероятнее всего, цены на гаджеты Samsung существенно не изменятся по сравнению с общерыночным показателем, соглашение скорее повлияет на маржу продавцов", - заключил Тимур Нигматуллин.

Заместитель директора аналитического департамента "Альпари" Наталья Мильчакова считает, что "ценовые войны" закончились с того момента, когда розничные магазины операторов связи объявили бойкот мобильным устройствам Samsung.

"Сейчас продажи продукции Samsung смогут увеличить общий объем продаж мобильных устройств в офисах операторов связи. То есть общий объем продаж мобильных устройств на Android сможет увеличиться примерно на 25-30%, значит, и цены несколько понизятся", - рассказала ComNews Наталья Мильчакова.

Она не исключает, что другие участники, которые отказались в свое время продавать гаджеты Samsung, могут последовать примеру "ВымпелКома".

"Полагаю, что последуют, но этот процесс будет постепенным. Ведь изначально мотивом для бойкота стал якобы высокий процент бракованных устройств этой торговой марки, который поступал на российский рынок. Поэтому конкуренты "ВымпелКома", скорее всего, заявят что нужно время, чтобы оценить качество, а потом начнут также продавать эти же мобильные устройства", - заключила Наталья Мильчакова.

После того как ритейлеры объявили бойкот Samsung, количество продаж смартфонов корейского бренда в России резко снизилось (см. новость ComNews от 3 августа 2015 г.). Впрочем, в конце лета - начале осени 2015 г. производителю вновь удалось нарастить свою рыночную долю. Несмотря на бойкот, Samsung увеличил продажи на 4-5 процентных пункта по количеству проданных аппаратов и на 3-4 процентных пункта в деньгах (см. новость ComNews от 14 сентября 2015 г.). В первой половине 2016 г. на Samsung пришелся 21% всех проданных в России смартфонов – всего на 0,6 процентных пункта меньше, чем годом ранее (см. новость на ComNews от 27 июля 2016 г.).