Иван Чеберко
08.08.2016

Минтранс РФ подготовил концепцию Единой защищенной информационной системы транспортного комплекса Арктической зоны РФ (ЕЗИС ТКА). Ее предлагается построить с использованием спутниковых, кабельных и тропосферных сетей связи российских компаний.

Концепция подготовлена департаментом программ развития Минтранса с целью "обеспечения условий интенсивной, расширенной эксплуатации транспортного комплекса Арктической зоны РФ в национальных интересах за счет обеспечения комплексной информацией разнообразных потребителей и достижения Россией суверенного контроля транспортного обеспечения в этом регионе", — говорится в материалах Минтранса.

— Эта система будет интегрировать все ресурсы, которые есть у ведомств, — рассказал Алексей Семенов, глава департамента программ развития Минтранса. — Создадим единую информационную среду для транспортного комплекса. Нам необходимо обеспечить национальный суверенитет над информационными потоками. Задача крайне амбициозная, но решаемая.

Для построения инфраструктуры ЕЗИС ТКА Минтранс считает целесообразным задействовать систему низкоорбитальной спутниковой связи "Гонец", систему ретрансляции на основе геостационарных спутниках "Луч", систему связи "Инмарсат" с российской наземной инфраструктурой, сеть связи на базе тропосферной радиорелейной линии типа "Север" (существовала в советские годы и обслуживалась военными), запланированную к созданию космическую систему "Арктика" (первый аппарат запланирован к запуску на конец 2017 года), магистральную оптоволоконную сеть "Поларнет" (проект предполагает строительство линии связи, которая будет проложена по дну Северного Ледовитого океана по маршруту Бьюд (Великобритания)–Мурманск–Анадырь–Владивосток–Токио. Начало реализации проекта запланировано на первое полугодие 2016 года), системы связи Минобороны в Арктике и российскую навигационную систему ГЛОНАСС.

ЕЗИС ТКА планируется подключить к Автоматизированной системе управления транспортным комплексом, Единой государственной системе транспортной безопасности, а также к системе мониторинга судов "МО — РЕ".

Планируется, что ЕЗИС ТКА должна состоять из центров хранения и обработки навигационной, технической и гидрометеорологической информации и специализированной инфраструктуры ее сбора и передачи. Телекоммуникационная инфраструктура ЕЗИС ТКА будет включать вспомогательные пункты спутниковой связи и наземную сеть коротковолновых и УКВ-станций, сопряженную с магистральными радиорелейными линиями, линиями тропосферной связи и оптоволоконными сетями.

— Решением госкомиссии по Арктике создание ЕЗИС ТКА уже одобрено, — говорит Семенов. — Это будет комплексная система, которая обеспечит единое информационное поле для транспортного комплекса Арктики. Там как раз предусмотрено создание арктического полигона для Беспилотных авиационных средств (БАС). Экстремальные условия, малая заселенность и большая протяженность пространств — это как раз те факторы, которые позволят испытывать БАС на должном уровне.

Одним из ключевых элементов ЕЗИС ТКА станет система автоматического зависимого наблюдения за магистральными воздушными судами и воздушными судами авиации общего назначения с использованием российских технологий.

На инфраструктуре ЕЗИС ТКА планируется развернуть перспективную систему управления движением беспилотных транспортных средств в Арктике.

— Развитие информационной системы для транспортного комплекса Арктики — задача, безусловно, актуальная, но она не так легко решается на самом деле, — считает Алексей Синицкий, главный редактор "Авиатранспортного обозрения". — Предстоит наладить взаимодействие самых разных систем, принадлежащих разным ведомствам и решающих абсолютно разные задачи. Выстроить работу в таких условиях сложно, тут в качестве поддержки нужен мощный административный ресурс, политическая воля.