Валерий Кодачигов
17.08.2016

По итогам первого полугодия 2016 г. чистый убыток "Эр-телеком холдинга" (по РСБУ) составил 21,7 млн руб. против 325,8 руб. чистой прибыли годом ранее.

Это следует из отчета компании. Убыток объясняется ростом операционных затрат в январе-июне 2016 г. В частности, речь идет о проектах, связанных с увеличением базы частных и корпоративных абонентов "Эр-телекома", изменениях в структуре корпоративного управления и увеличении амортизации, связанном с быстрым ростом компании в 2014-2015 гг., говорится в отчете.

При этом год к году выручка "Эр-телекома" выросла на 5% до 9,44 млрд руб., следует из его отчетности.

На прибыль "Эр-телеком" вышел в 2013 г. - она составила (по МСФО) 537 млн руб. Показатель за предыдущие годы "Эр-телеком" не раскрывал, но, как ранее рассказывал его гендиректор Андрей Семериков, чистую прибыль оператор получил впервые с 2009 г.

Дополнительные инвестиции предусмотрены новой стратегией развития компании до 2024 г., принятой в 2014 г., отмечает Семериков. В частности, она предусматривает двукратный рост бизнеса за пять лет как за счет вывода на рынок новых продуктов и услуг, так и сделок слияния и поглощения, а также расширения сегмента услуг для корпоративных клиентов, рассказывает он. Компания сейчас находится в активной инвестиционной фазе, объясняет Семериков.

Из отчета "Эр-телекома" следует, что его выручка от услуг широкополосного доступа (ШПД) в первом полугодии 2016 г. год к году выросла примерно на 1,2% до 5,52 млрд руб., выручка от услуг кабельного ТВ снизилась на 20% до 1,2 млрд руб. Зато на 39% до 1,77 млрд руб. выросла выручка от интерактивного ТВ.

По данным "ТМТ консалтинга", во II квартале 2016 г. "Эр-телеком" занимал второе место в России по количеству подписчиков ШПД - их было 2,84 млн (нулевой прирост год к году). Он уступал только "Ростелекому", обслуживавшему чуть менее 11,3 млн подписчиков. На рынке платного телевидения "Эр-телеком" - 4-й по количеству абонентов. В его базе на конец июня 2016 г. было 2,57 млн подписчиков платного ТВ (+11,6% год к году, самые высокие темпы роста среди российских операторов).

Период экстенсивного роста "Эр-телекома" действительно закончился около трех лет назад - сейчас, чтобы поддерживать темпы роста, компания действительно приобретает региональных операторов, что могло повлиять на расходы, отмечает гендиректор "ТМТ-консалтинга" Константин Анкилов. Также "Эр-телеком" пытается развиваться, осваивая новые бизнес-направления, например, пробуя себя в роли виртуального сотового оператора (Mobile Virtual Nerwork Operator, MVNO), отмечает он. Это станет хорошим дополнением к текущему бизнесу компании, однако вряд ли оператор станет заметным игроком мобильного рынка: "Эр-телеком" не располагает ни такой сетью продаж, как федеральные сотовые компании, ни сопоставимыми возможностями рекламного и маркетингового продвижения, считает Анкилов. Абонентская база "Эр-телекома" - это немногим более 1% российских сотовых абонентов, так что вряд ли MVNO проект повторит успех компании на рынке ШПД и платного ТВ, утверждает он.

На насыщенном российском рынке рост расходов операторов сейчас во многом связан с привлечением и удержанием абонентов, отмечает гендиректор "Искрателекома" Алхас Мирзабеков. Растут расходы на рекламу и маркетинг, на проведение акций, в ходе которых раздается оборудование, подорожавшее из-за кризиса в два раза, перечисляет он. В какой-то степени сократить эти расходы позволяет покупка компаний, которой занимается сейчас "Эр-телеком", - но список привлекательных активов не бесконечен, считает Мирзабеков.