Виктор Савицкий
© ComNews
26.08.2016

В России создан консорциум в области виртуальной реальности (VR). В него вошли АО "Цифровое телевидение" (ЦТ), анимационная студия "Паровоз", производитель телевизионной и компьютерной графики Vizart Lab, разработчик мобильных приложений "Интерактивный МУЛЬТ", а также Институт современных медиа (MMRI). Компании займутся созданием VR-продуктов в части контента как для сегмента B2B, так и для сегмента B2C. Основные же направления применения VR - игры и мультипликационные фильмы. Участники консорциума хотят в максимально короткие сроки сделать так, чтобы технология виртуальной реальности в России была доступна и понятна каждому.

"В самое ближайшее время словосочетание "виртуальная реальность" станет таким же привычным и понятным, как мобильная связь или телевидение высокой четкости, а очки и шлемы для VR-фильмов, игр и прочих приложений будут распространены так же, как сегодня ноутбуки и смартфоны. Поэтому наша компания решила заняться производством различного контента в формате виртуальной реальности. Мы объединяемся в консорциум с другими компаниями, у которых есть собственные готовые проекты в этой области", - рассказал на пресс-конференции журналистам председатель совета директоров "Цифрового телевидения", заместитель генерального директора ВГТРК Дмитрий Медников.

По его словам, в будущем предполагается большое количество разных типов виртуальной реальности: это и путешествия, и телемедицина, и офисное использование VR, а также применение этой технологии в игровой индустрии. "Вместе с нашими коллегами мы считаем, что все эти направления будут востребованы, и мы хотим создавать как собственные VR-проекты, так и проекты совместно с теми или иными мейджорами данного направления", - отметил Дмитрий Медников.

Он добавил, что консорциум к этому уже готов. "На данный момент мы имеем все активы, необходимые для того, чтобы быстро и эффективно создавать VR-решения для сегмента B2B и B2C", - заявил Дмитрий Медников. По его словам, мультипликационные VR-решения появятся в электронных магазинах (AppStore и Google Play) уже в ближайшее время. Также осенью этого года ЦТ планирует презентовать часть продуктов за границей. Дмитрий Медников отметил, что участники консорциума не занимаются технической стороной VR-решений.

Что касается B2B-направления, то, по мнению Дмитрия Медникова, сейчас все больше компаний обращают внимание на VR-решения. В качестве примера он привел интерактивную трехмерную карту Москвы от Vizart Lab, которая была создана по заказу Центра организации дорожного движения правительства Москвы. К карте подключены камеры видеонаблюдения, в режиме реального времени показывающие ситуацию на московских дорогах - транспортные заторы, их характеристика, протяженность и время преодоления проблемных участков.

Как сообщил ComNews руководитель направления внешних коммуникаций и PR "Цифрового телевидения" Евгений Кузин, юридического оформления нового объединения не понадобилось, поскольку консорциум, по задумке его участников, - это неформальный союз. "Это совместные усилия компаний в определенном направлении, которые принесут пользу для каждой из них в том или ином сегменте. Осваивать новую технологию совместными усилиями проще. Каждая компания сильна в какой-то своей области. Мы собираемся по конкретным проектам, договариваемся и распределяем, кто что может сделать", - сообщил Евгений Кузин.

По его словам, консорциум стремится в максимально короткие сроки сделать так, чтобы технология виртуальной реальности в России была доступна и понятна каждому.

Как сообщил журналистам генеральный директор Института современных медиа (MOMRI) Кирилл Танаев, на сегодняшний день в России пользователей VR-устройств насчитывается около 200 тыс. "Это максимальная цифра. В течение ближайшего года эта цифра увеличится в пять-шесть раз и дальше, до 2020 г., будет ежегодно удваиваться. По нашим подсчетам, на 2020 г. количество VR-устройств в России достигнет от 7 млн до 11 млн штук", - сообщил Кирилл Танаев.

По результатам опроса MOMRI, 86% российских родителей слышали о различных VR-устройствах и их использовании, а 69% родителей уже знакомы с понятием "виртуальная реальность" и хорошо понимают его смысл. Кирилл Танаев рассказал, что в настоящее время MOMRI занимается комплексным исследованием в области VR.

Как рассказал генеральный директор анимационной студии "Паровоз" Антон Сметанкин, студия первой в России создала возможность полного погружения в мир популярных мультипликационных сериалов "Ми-ми-мишки" и "Волшебный фонарь". При этом  в виртуальном мультфильме "Волшебный фонарь" используются интерактивные инструменты, позволяющие человеку выполнять определенные действия и менять мультипликационную реальность.

В свою очередь компания "Интерактивный МУЛЬТ" в настоящий момент готовит оригинальный приключенческий VR-квест на основе мультсериала "Сказочный патруль". "В 2017 г. мы собираемся начать разработку еще трех-четырех VR-проектов по мультипликационным брендам "Цифрового телевидения", - сообщил руководитель проекта "Интерактивный МУЛЬТ" Алексей Ильин.

"Это хорошая тенденция к объединению компаний для создания проекта - мультфильма в виртуальной реальности. Кино и мультфильмы с использованием технологии виртуальной реальности - это новый формат, который сейчас делает первые шаги. Должны быть разработаны новые способы повествования и инструменты привлечения внимания зрителя к сюжетной линии. Здорово, что крупные компании обратили внимание на этот формат", - рассказала ComNews руководитель Ассоциации дополненной и виртуальной реальности (AVRA) Екатерина Филатова.

По ее словам, ассоциация уже начала обсуждать форматы сотрудничества с новым консорциумом. "Я думаю, что любое объединение усилий для развития отрасли очень важно. В ассоциации состоят сильные компании, кто уже имеет опыт создания проектов в виртуальной реальности. В июне при поддержке ассоциации был проведен фестиваль VR-кино - EMC VR Film Festival, где были показаны иностранные мультфильмы и российские игровые фильмы в виртуальной реальности, снятые студентами Московской школы кино", - сообщила Екатерина Филатова.

Как заявил в начале этого года на Всемирном мобильном конгрессе в Барселоне основатель социальной сети Facebook Марк Цукерберг, виртуальная реальность станет новой социальной платформой, которая изменит мир (см. новость на ComNews от 29 февраля 2016 г.).

В июне 2016 г. стало известно, что венчурный фонд АФК "Система" намерен вложить не менее 500 млн руб. в продвижение проектов, развивающих технологии виртуальной и дополненной реальности (VR/AR; см. новость ComNews от 29 июня 2016 г.).