Анна Балашова
23.09.2016

Фонд развития интернет-инициатив (ФРИИ) договорился с несколькими телекоммуникационными компаниями о партнерстве в области big data.

Во ФРИИ рассчитывают, что операторы дадут доступ к обезличенным данным своих абонентов специально отобранным стартапам, чтобы те смогли разработать на их основе решения и сервисы. Среди партнеров фонда "Ростелеком", МТТ и "Акадо".

Как рассказали "Ъ" во ФРИИ, фонд договорился с рядом российских операторов о том, чтобы те предоставили специально отобранным командам стартапов доступ к данным из систем биллинга и дали возможность анализировать агрегированные потоки трафика. Речь идет только об обезличенных данных абонентов, очищенных от защищенной законами персональной информации людей, подчеркивают в фонде. Для хранилища создан специальный тестовый "стенд" — сервер с протоколом внешнего доступа для сторонних команд (API). Через этот протокол команды смогут тестировать свои алгоритмы и решения на реальных данных без влияния на текущую работу сетей операторов и не смогут выгружать эти данные к себе. В молодой проект с прототипом технологического решения ФРИИ готов инвестировать 2,1 млн руб., в более зрелую команду с готовым решением и работающими продажами — от 15 млн до 300 млн руб.

"По оценкам E&Y, секторы "интернета вещей" и big data демонстрируют в последнее время самые высокие темпы роста M&A-активности по всему миру. В 2015 году число сделок в области big data выросло на 36%, до 379, а объем сделок — на 172%, до более чем $38 млрд",— указывает представитель ФРИИ Сергей Скрипников. Фонд готов вложить в big data, машинное обучение и искусственный интеллект в общей сложности до 500 млн руб., отмечает он.

Среди партнеров со стороны операторов во ФРИИ назвали "Ростелеком" и "Т2 РТК Холдинг" (бренд Tele2), а также МТТ и "Акадо". Они примут участие в выборе стартапов в акселератор и помогут отдельным командам консультациями по развитию бизнеса и разработке решений. Ожидается, что стартапы смогут предложить компаниям свои разработки для работы с оттоком абонентской базы, алгоритмы для создания новых тарифов и персонификации услуг, монетизации сервисов за счет высокоэффективной персональной рекламы, интеграции услуг с технологиями определения местоположения и т. п., перечисляет господин Скрипников.

В "Ростелекоме" и МТТ вчера подтвердили план участвовать в проекте. "Сотрудничество со стартапами дает возможность выйти за рамки стандартного телекомовского мышления и получить взгляд со стороны на то, что необходимо клиентам",— говорит представитель "Ростелекома" Ирина Жаброва. Там считают, что модель кооперации крупных компаний и стартапов не раскрыта в полной мере в России, поэтому компания внимательно "изучает этот рынок и обсуждает возможности кооперации". Директор по корпоративным коммуникациям МТТ Анна Бойко говорит, что компания "верит в будущее "интернета вещей" и хочет способствовать развитию экосистемы IoT в России". "В настоящее время концепция самих продуктов IoT только зарождается, но необходимо уже сейчас делать конкретные шаги для формирования этого рынка и акселерации инновационных стартапов в этой сфере",— отметила госпожа Бойко. В "Акадо" подтвердили участие в проекте, отметив, что его детали готовы будут обсуждать после встречи со стартапами 3 октября.

В "Т2 РТК Холдинге" говорят, что хотят участвовать в проекте, цель компании — "посмотреть толковых ребят и их идеи по анализу big data для отбора полезных кейсов". В то же время компания "не стремится" отдавать данные абонентов наружу, даже с учетом обезличивания, оговариваются в "Т2 РТК Холдинге". Желание делиться большими данными из своих систем, скорее, исключение для операторов, большинство пока не готово к этому. Именно поэтому в проекте не участвуют операторы "большой тройки", отметил один из участников рынка.