Роман Рожков
25.10.2016

Фонд развития интернет-инициатив (ФРИИ) вложит 150 млн руб. в пермского разработчика "умных" роботов-консультантов Promobot. Столько же, по информации "Ъ", инвестировать в стартап может и Сбербанк.

ФРИИ инвестирует 150 млн руб. в российскую компанию Promobot, разрабатывающую "умных" роботов и технологии для коммуникации между людьми и роботами, сообщил "Ъ" представитель фонда и подтвердил основатель Promobot Алексей Южаков. ФРИИ получит миноритарную долю в компании, ее размер участники сделки не раскрывают. Кроме того, есть предметный интерес к стартапу и у Сбербанка, утверждают два источника "Ъ", знакомых с ходом переговоров. По их словам, банк намерен инвестировать в проект такую же сумму — 150 млн руб. В Сбербанке, ФРИИ и Promobot эту информацию комментировать не стали.

Созданный в компании говорящий робот-консультант помогает бизнесу, например, стимулировать продажи, сокращая бюджеты на продвижение и содержание промо-персонала. Promobot способен понимать живую речь, отвечать на вопросы и поддерживать разговор, запоминать диалоги, обучаться на неструктурированных данных, распознавать и запоминать людей, объясняют во ФРИИ. Компания разработала собственную платформу Cognitive Engine — речевую программу с большим количеством алгоритмов взаимодействия с людьми и обширной лингвистической базой, добавляет господин Южаков. На форуме "Открытые инновации" Promobot представит уже третью модификацию робота с более продвинутым "мозговым центром".

По данным "СПАРК-Интерфакс", выручка ООО "Промобот" в 2015 году составила 21 млн руб., чистая прибыль — 2,3 млн руб. В числе текущих совладельцев - Алексей Южаков (35%), Григорий Бубнов и Евгений Плужник (по 15%), Игорь Еремеев (13%), Олег Кивокурцев и Максим Утев (по 8,5%) и Максим Чугунов (5%). По словам Алексея Южакова, сейчас компания продала уже около 100 роботов, каждый из которых в среднем стоит от $10 тыс. до $18 тыс. в зависимости от комплектации.

Promobot уже заключила договоры с иностранными партнерами на поставки роботов в Лондон, Дубай, Дублин, в Китай, есть заказчики также в США и Японии. "Примерно 80% — наши собственные комплектующие, около 20-25% везем (часть с Запада, что-то из Китая), но постепенно уменьшаем эту цифру",— рассказывает господин Южаков. По его словам, сборка в Перми позволяет выдерживать конкуренцию с зарубежными аналогами. Финансирование пойдет на масштабирование бизнеса и НИОКР.

На рынке уже есть много примеров использования роботов-помощников в ритейле: так, в Японии Softbank проводит испытания роботов Pepper для мотивации продаж в салонах мобильных операторов, напоминает основатель Grishin Robotics Дмитрий Гришин. "Вместе с тем важно, чтобы от отдельных идей и тестов из плоскости развлечений и wow-эффекта решение перешло в массовое применение в виде конкретных продуктов и стало инструментом для обеспечения повышения продаж и помощи покупателям",— заключает он.

По оценкам Международной федерации робототехники, сегмент сервисной робототехники, в котором работает Promobot, растет на 55% ежегодно: если в 2013 году его объем составлял $5,28 млрд, то в 2017 году он может вырасти уже до $30 млрд. "Это на порядок больше общего роста экономики в развитых странах, и, конечно, это чрезвычайно привлекательный рынок",— рассуждает руководитель робототехнического центра Сколково, резидентом которого является Promobot, Альберт Ефимов. По его словам, в сегменте, на который нацелена пермская команда, крайне высокая конкуренция. "На прошедшей в Пекине выставке робототехники каждая вторая китайская компания представила свою версию рекламного робота. Но у всех общий недостаток — их уровень интеллекта сильно отстает от второй версии Promobot".