Владислав Новый
Роман Рожков
Павел Белавин
31.10.2016

Вторая в мире профессиональная социальная сеть Viadeo, как и ее основной конкурент LinkedIn, не провела локализацию в России персональных данных своих клиентов, что должна была сделать по закону.

Как стало известно "Ъ", на текущий момент информация о 1,5 млн российских пользователей хранится на серверах в США, а представительство Viadeo в России фактически ликвидировано.

Компания Viadeo закрывает российский офис, говорится в ее отчете по итогам первого полугодия. Эту информацию подтвердила "Ъ" бывший руководитель представительства Viadeo в России Наталия Моисеенкова. Сейчас ООО "Виадео Индепендент Медиа", в котором у французской компании 50%, находится в стадии ликвидации, следует из базы kartoteka.ru. А еще в декабре компания извещала инвесторов, что покинет китайский рынок и закроет дата-центр в Калифорнии. "Viadeo решила сосредоточиться на Франции и не держать локальные офисы в России, Африке и Китае",— пояснила госпожа Моисеенкова. В российском офисе работали 20 человек, добавила она. При этом ликвидация локального офиса не привела к закрытию русскоязычного сайта — на нем до сих пор возможна регистрация. Представитель Viadeo не ответил на запрос "Ъ".

Viadeo начала работать в России в конце 2011 года, создав совместное предприятие с Sanoma Independent Media. Финский медиахолдинг внес в СП свой интернет-ресурс Rb.ru, чтобы Viadeo могла нарастить количество зарегистрированных пользователей в России. На рубеже 2014-2015 годов их было около 1 млн, в 2016 году — 1,5 млн, уточняет Наталия Моисеенкова.

В июле 2015 года владельцем 50% "Виадео Индепендент Медиа" стало ООО "Дрим Тим", подконтрольное госпоже Моисеенковой. По ее словам, долю Sanoma сначала выкупила французская компания, которая затем передала актив четырем менеджерам российской "дочки" в качестве поощрения. В конце 2015 года, на фоне сокращения бюджетов на подбор персонала, Viadeo начала выводить на рынок решение по онлайн-рекрутингу. К началу 2016 года новым сервисом пользовалось несколько десятков компаний.

Перед окончательным уходом из России у Viadeo, по словам госпожи Моисеенковой, была идея продать российскую компанию, но от нее отказались. "Для Viadeo было важнее свернуть операции, а быстрый выход из актива — это было сложно",— отмечает она. Изменение стратегии Viadeo Наталия Моисеенкова связывает с падением капитализации компании. К началу 2016 года она была в десять раз ниже, чем при IPO в 2014 году, когда Viadeo оценивали в €270 млн. "У LinkedIn также было сильное падение акций, что привело к продаже Microsoft",— напоминает она.

В августе Таганский райсуд удовлетворил иск Роскомназдора к конкуренту Viadeo — LinkedIn Corporation, признав компанию нарушителем закона о персональных данных. LinkedIn не проводила локализацию персональных данных пользователей из РФ (5 млн регистраций), а также собирала такие данные без уведомления их владельцев. Теперь американская компания обжалует решение в Мосгорсуде. "Мы долго обсуждали вопрос с персональными данными, но не пришли к решению. Данные (пользователей из России.— "Ъ") собираются и обрабатываются в Калифорнии, а хранятся на узлах Amazon в США,— сказала госпожа Моисеенкова.— Гипотетически, если смотреть на сервис, к нему могут быть претензии". Представитель Роскомнадзора не комментирует ситуацию с Viadeo.

"Закрытие было вполне ожидаемым, Viadeo была абсолютно незаметным игроком на рынке,— считает директор по развитию HeadHunter Борис Вольфсон.— У них были эпизодические продажи, но они никак не влияли ни на наш бизнес, ни на рынок в целом". По его словам, развитию Viadeo в России могли препятствовать низкий пользовательский трафик и клиентская база, недостаточные инвестиции в бизнес в РФ. Наталия Моисеенкова признает, что инвестиции не удалось вернуть в полном объеме, не раскрывая размер убытков.